РУС БЕЛ ENG

О вопросах использования семейного капитала

О вопросах использования семейного капитала

 

Возможность использования гражданами средств семейного капитала как в полном объеме единовременно, так и по частям предусмотрена Указами Президента Республики Беларусь[1].

Соответственно, средства семейного капитала на получение образования могут перечисляться по усмотрению семьи за любой период: за семестр, учебный год или единовременно за полный период получения образования.

Аналогично и с медицинскими услугами: граждане обращаются в ОАО «АСБ Беларусбанк» с договором на их оказание и самостоятельно определяют сумму, которую они желают перечислить – всю сумму, указанную в договоре, либо часть суммы. При этом, некоторые виды стоматологических услуг могут оказываться в течение года и более лет.

Погашение кредита, займа на жилье также может производиться как всей суммой единовременно, так и частями. Например, граждане могут погашать ежемесячно только сумму, необходимую для погашения долга за один месяц, либо перечислить в счет погашения долга все средства семейного капитала единовременно.

Отметим, что перечисляя разовым платежом всю сумму средств семейного капитала, указанную в договорах, граждане лишаются возможности увеличить накопления на вкладе (депозите) «Семейный капитал» (за период нахождения денежных средств на таком вкладе (депозите) начисляются проценты).

Во избежание негативных последствий и нареканий со стороны граждан о непредоставлении такой информации, необходимо обеспечить  уведомление граждан об их праве расходовать средства семейного капитала по частям – при выдаче им копии решения о досрочном распоряжении средствами семейного капитала, при обращении в подразделения ОАО «АСБ Беларусбанк» за перечислением средств семейного капитала.

Дополнительно информируем о том, что 12 июля 2023 г. вступили в силу изменения в законодательство по вопросам семейного капитала (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 июля 2023 г. № 446 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 24 февраля 2015 г. № 128 и от 18 сентября 2020 г. № 541»). Информация об изменениях размещена на сайте Министерства труда и социальной защиты по адресу https://mintrud.gov.by/ru/news-ru/view/prinjaty-dopolnitelnye-mery-po-ispolzovaniju-semejnogo-kapitala-na-reshenie-zhilischnogo-voprosa-7261-2023/.

 

[1] Часть первая пункта 2 Положения о единовременном предоставлении семьям безналичных денежных средств при рождении (усыновлении, удочерении) в 2015–2019 годах третьего или последующих детей, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 9 декабря 2014 г. № 572 (Положение № 572, Указ №  572)., часть первая пункта 2 Положения о предоставлении семейного капитала при рождении (усыновлении, удочерении) в 2020–2024 годах третьего или последующих детей, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 18 сентября 2019 г. № 345 (Положение № 345, Указ № 345).

свернуть

ПРОФИЛАКТИКА ИГРОВОЙ И КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

ПРОФИЛАКТИКА ИГРОВОЙ И КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

С развитием компьютерных технологий и расширением рынка игрового программного обеспечения значительно увеличилось количество детей, увлекающихся компьютерными играми.

Виртуальный мир компьютерных игр, в которые играют дети, зачастую жесток и беспощаден, настроен враждебно к виртуальному герою. Сам же герой противостоит этому миру, имея для этого всё необходимое: силу, ум, знания, оружие, средства защиты и т.д. Ему приходится «убивать» компьютерных «врагов», а те, в свою очередь, пытаются «убить» его. Ребёнок или подросток, находясь, длительное время в такой среде, переносит законы игры в реальный мир: начинает чувствовать себя неуязвимым, считает, что большинство людей враждебно настроены, и мир в целом является более опасным, чем есть на самом деле. Такие игры для большинства детей и подростков служат поводом к неосознаваемому изменению своего отношения к миру, обществу, к себе самому, что в конечном итоге приводит к усилению дезадаптации, повышению уровня тревожности. В результате бесконтрольного времяпровождения у компьютера дети становятся излишне раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми.

По результатам исследований специалистов американской Академии детских врачей, и досуг перед монитором изменяет мышление и восприятие детей, ведет к утрате способности к внутренней речи. Быстрая смена картинок является причиной того, что для маленьких компьютерных игроманов реальная жизнь как будто замедляется: они начинают скучать на уроках. Другая опасность чрезмерного погружения в виртуальный мир – потеря способности различать вымысел и реальность. В некоторых случаях это может привести к психическим расстройствам.

Родителям следует также уделять внимание тому, сколько времени ребенок тратит на просмотр телевизора. Просмотр телевизионных программ детям до двух лет не рекомендуется. Быстрая смена кадров на экране отрицательно воздействует на развитие мозга, который в этот период как раз учиться создавать образы. Телевизор весьма опасен: он лишает детей возможности избирательно направлять свое восприятие и память. Специалисты-психологи также связывают замеченный в последнее время рост речевых расстройств у детей с тем, что юные зрители проводят перед экраном гораздо больше времени, чем это допустимо.

Возникновение компьютерной и игровой зависимости характеризуется следующими стадиями:

    • Увлечённость на стадии освоения.
      Она свойственна ребёнку в первый месяц после приобретения компьютера. Это необычно, забавно и чрезвычайно интересно. В этот период долгое сидение за компьютером не превышает одного месяца, а затем интерес идёт на убыль. Может произойти нормализация режима, при котором возникают паузы, когда ребёнок переключается на что-то более для него интересное. Но если выхода из данной стадии не происходит, то возможен переход во вторую стадию.
    • Состояние возможной зависимости.
      Сильная погружённость в игру, пребывание за компьютером более 3 часов в день, снижение уровня учебной мотивации, падение успеваемости, повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре. В общении любимой темой становиться обсуждение компьютерной игры, происходит сужение круга общения, иногда нарушение сна и прочее.
    • Выраженная зависимость.
      Ребёнок не контролирует себя, становиться эмоционально неустойчивым, в случае необходимости прервать игру начинает сильно нервничать, реагирует эмоционально или никак. В случае насильственного вмешательства в процесс игры, подросток может уйти из дома, много времени проводить в игровых клубах или у друзей. Неряшливость в одежде, безразличие ко всему, что не касается его увлечения, пропуски уроков, снижение успеваемости. Также становятся характерными тревожность и возбудимость, рассеянность, рассредоточенность внимания вне игровой деятельности. Очень сильно заметно угасание интереса к общению, происходит полная замена друзей компьютером.

Если ребёнок не получает квалифицированной помощи на данной стадии, есть опасность перейти в 4-ю стадию.

  • Клиническая зависимость.
    Пребывание за компьютером до 16-18 часов в сутки. Периодическое расстройство желудка (без каких-либо диагностируемых диагнозов). Вероятнее всего, что молодой организм, таким образом, проявляет защитные реакции – боли и проблемы с желудочно-кишечным трактом. Наблюдаются серьёзные отклонения от нормы в поведении, реакциях, неадекватная эмоциональность либо заторможенность. Наличие импульсивности в поведении, истеричность, резкая смена эмоций в их крайнем проявлении. Отсутствие эмоционального и поведенческого самоконтроля.

Подросток начинает слышать голоса, команды, взгляд отсутствующий, пустой, потухший, потеря аппетита и интереса к жизни.
Наступают необратимые изменения в мозге подростка. Нередко необходима изоляция и лечение, как при шизофрении. На данной стадии подростку необходима помощь квалифицированного психиатра, а психолог может выполнять только функцию диспетчера.

В процессе формирования компьютерной и игровой зависимости у детей четко просматривается причинно-следственная связь между недостатками в воспитании и наличием зависимости. Авторитарный стиль в воспитании, эмоциональный дефицит, педагогическая запущенность, отсутствие нравственных аспектов в воспитании, бездуховная атмосфера внутри семьи, разобщенность между родителями, а также так называемые телевизионные семьи – всё это приводит к уязвимости в развитии эмоциональной саморегуляции, низкой способности к быстрому восстановлению сил, неспособности контролировать свои чувства, лености, безответственности, социальной дезадаптации. Наличие таких результатов в воспитании детей должна насторожить родителей, т.к. в них кроется предрасположенность к различным проблемам, в том числе и к компьютерной зависимости.
Здоровое отношение к компьютеру возникает тогда, когда родители относятся к нему не как к демону и не как к средству спасения от трудностей воспитания, а всего лишь как к одному из бытовых приборов.
Компьютерная игра должна:

      1. Развивать.

      2. Не содержать бранных слов и выражений.

      3. Не формировать циничного отношения к действительности.

      4. Не содержать агрессивной информации.

      5. Не вызывать привыкания к боли, драматическим ситуациям.

      6. Не учить противозаконным поступкам.

      7. Не уродовать внешний облик человека.

      8. Не содержать сексуальной тематики.

Цензуре родители должны подвергать и фильмы, которые смотрят их дети. Самый оптимальный вариант, когда родители оставляют мало времени своему ребёнку на игру в компьютерные игры, т.к. он занимается в спортивной секции, музыкальной школе, кружке и т.д.

 

Некоторые правила техники безопасности для родителей:

  • Для детей 7-12 лет компьютерная норма составляет 30 минут в день, не чаще чем 1 раз в два дня.
  • Для подростков 12-14 лет – можно проводить у компьютера 1 час в день.
  • От 14 до 17 лет максимальное время, проводимое ребёнком за компьютером –1,5 часа в день.
  • Взрослым нежелательно работать за компьютером более 3 часов в день.
  • Необходимо иметь выходной день один раз в неделю, когда за компьютер не садишься вообще.

     

    СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ РАЗВИТИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ

    Часто причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков становятся неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения. В таких случаях родители должны поддержать ребенка и помочь ему разобраться с возникшими проблемами.
    Абсолютно неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером. Это может только углубить проблему и отдалить ребенка от родителей.

    Если ребенок страдает игровой завистью, нужно постараться понять его и в какой-то мере разделить его интерес к компьютерным играм. Это не только сблизит ребенка с родителями, но и увеличит его доверие к ним, а значит, ребенок с большей уверенностью будет следовать советам родителей и с большим доверием делиться с ними своими проблемами. Критика воспринимается ребенком, как отказ родителей понять его интересы и потому вызывает замкнутость и в некоторых случаях агрессию.
    Основной мерой предотвращения возникновения зависимости любого типа у детей является правильное воспитание ребенка. При этом важно не ограничивать детей в их действиях (например, запрещать те или иные игры), а объяснять, почему то или иное занятие или увлечение для него не желательно.

    Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии. В то же время, если ребенок все же встретился с такой информацией нужно в доступной форме объяснить ему, почему такая информация для него опасна и почему он не должен стремиться узнать ее. Категорический запрет того или иного вида информации безо всяких объяснений только увеличит интерес ребенка к этой информации, а существование запрета сделает невозможным обсуждение проблемы между родителями и ребенком.
    Дети и подростки нуждаются в самовыражении. За неимением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику.

    Что делать, чтобы ребёнок не стал зависимым от компьютера?

        1. Родители должны познакомить своего ребёнка с временными нормами.

        2. Родителям необходимо контролировать разнообразную занятость ребёнка (кружки, секции, широкие интересы).

        3. Необходимо приобщать ребёнка к домашним обязанностям.

        4. Прививать ребёнку семейное чтение.

        5. Необходимо ежедневно общаться с ребёнком, быть в курсе возникающих у него проблем и конфликтов.

        6. Родители могут контролировать круг общения ребёнка. Обязательно приглашать в гости друзей сына или дочери.

        7. Родители должны знать место, где ребёнок проводит свое свободное время.

        8. Учите своего ребёнка правилам общения, расширяйте кругозор ребёнка.

        9. Необходимо научить своего ребёнка способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых ситуаций.

        10. Регулярно осуществлять цензуру компьютерных игр и программ.

        11. Можно приобщить ребёнка к настольным играм, научить его к играм своего детства.

        12. Не позволяйте ребёнку бесконтрольно выходить в интернет. Установите запрет на вхождение в компьютер.

        13. Обсуждайте с ребёнком отрицательные явления жизни, вырабатывайте устойчивое отношение к злу, активное противостояние тому, что несёт в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности.

        14. Помните о том, что родители для ребёнка являются образцом для подражания. Поэтому сами родители не должны нарушать правила, которые установили для ребёнка (с учётом своих норм естественно).

      15. Проанализируйте сами себя. Не являетесь ли вы сами зависимыми от табака, алкоголя, телевизора? Лучший рецепт профилактики зависимости у вашего ребёнка – ваше освобождение от своей зависимости.

 

свернуть

Льготы семьям, воспитывающим ребенка-инвалида до 18 лет

Льготы семьям, воспитывающим детей-инвалидов в возрасте до 18 лет

 

Льготы семьям, воспитывающим детей-инвалидов в возрасте до 18 лет

Гарантированная государственная помощь в виде ежемесячных денежных выплат

  • социальная пенсия на ребенка-инвалида до 18 лет или пенсия по случаю потери кормильца (ст. 35, 38, 41, 41 1, 73 Закона РБ «О пенсионном обеспечении» от 17.04.1992 № 1596-ХII; ст.ст. 35, 36, 39, 40 Закона РБ «О соц. защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС, др. радиационных аварий» от 06.01.2009 № 9-З)
  • пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 3 лет в размере 45% среднемесячной заработной платы работников в республике за квартал (ст.13 Закона РБ «О гос. пособиях семьям, воспитывающим детей» от 29.12.2012 № 7-З)
  • пособие по уходу за ребенком-инвалидом до 18 лет в размере 70% наибольшей величины БПМ (на каждого ребенка-инвалида до 18 лет) назначается любому лицу (независимо от родства), фактически осуществляющему уход, которое не работает, не учится, не получает пенсию, право на пособие имеют также работающие мать или отец, усыновитель (удочеритель), опекун, попечитель), если они находятся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет (за любым ребенком до 3 лет, не только за ребенком-инвалидом) (ст.17 Закона РБ «О гос. пособиях семьям, воспитывающим детей» от 29.12.2012 № 7-З)
  • пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей в размере 50% БПМ (на каждого ребенка, воспитываемого в семье), а на ребенка-инвалида до 18 лет в размере 70% БПМ (ст.14 Закона РБ «О гос. пособиях семьям, воспитывающим детей» от 29.12.2012. № 7-З)

Льготы работающим родителям и лицам их заменяющим

  • один свободный от работы день с оплатой в размере среднего дневного заработка (по заявлению) (одному из родителей, или по желанию делится между ними) по одному из оснований:
  • один раз в месяц – за счет средств социального страхования
  • один раз в неделю – за счет средств нанимателя (ст.265 Трудового кодекса РБ от 26.07.1999 №296-З; Положениео порядке и условиях предоставления одного дополнительного свободного от работы дня в неделю, утв. пост. Совмина РБ от 12.12.2007 № 1729 )
  • пособие по временной нетрудоспособности:
  • любому лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом до 18 лет, в случае болезни матери (либо лица, фактически осуществляющего уход за ним) на период, в течение которого она не может осуществлять уход в связи с заболеванием (травмой) (ст.18 Закона РБ «О гос. пособиях семьям, воспитывающим детей» от 29.12.2012 № 7-З)
  • одному из родителей (усыновителю, удочерителю, опекуну, попечителю), осуществляющему уход за ребенком-инвалидом до 18 лет в санаторно-курортной организации (на весь период санаторно-курортного лечения с учетом времени на проезд туда и обратно) (ст.19 Закона РБ «О гос. пособиях семьям, воспитывающим детей» от 29.12.2012 № 7-З)
  • не облагается подоходным налогом часть заработной платы из расчета 65 руб. в месяц на каждого ребенка-инвалида до 18 лет. Льгота по подоходному налогу предоставляется обоим родителям (ст.209 Налогового кодекса РБ от 29.12.2009 № 71-З)
  • по желанию женщины наниматель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 14 календарных дней (ст. 189 Трудового кодекса РБ от 26.07.1999 № 296-З)
  • наниматель обязан при составлении графика отпусков запланировать трудовой отпуск в летнее или удобное для женщины время (ст. 168 Трудового кодекса РБ от 26.07.1999 № 296-З)
  • трудовой отпуск в первом рабочем году предоставляется женщинам перед отпуском по беременности и родам, или после него до истечения 6 месяцев (ст. 166 Трудового кодекса РБ от 26.07.1999 № 296-З)
  • одиноким матерям запрещается отказывать в заключении трудового договора и снижать заработную плату по мотивам, связанным с наличием ребенка-инвалида до 18 лет, и не допускается расторжение с ними трудового договора по инициативе нанимателя (за исключением виновных действий и ликвидации организации) (ст. 268 Трудового кодекса РБ от 26.07.1999 № 296-З)
  • привлечение к ночным, сверхурочным работам, работе в государственные праздники, праздничные дни, выходные дни и направление в служебную командировку возможны только с письменного согласия женщины (ст. 263 Трудового кодекса РБ от 26.07.1999 № 296-З)
  • контракты с женщинами, трудовые договоры с которыми были заключены на неопределенный срок, не заключаются, если они не дали согласия на заключение таких контрактов (п. 2 Указа Президента РБ «О порядке применения Декрета Президента РБ от 26.07. № 29» от 12.04.2000 № 180)
  • работающие отцы, воспитывающие детей без матери (в связи с ее смертью, лишением родительских прав, длительным – более месяца пребыванием в лечебном учреждении и др. причинами), а также опекуны имеют право на гарантии, предоставляемые работающим женщинам-матерям (ст.271 Трудового кодекса РБ от 26.07.1999 № 296-3)

Льготы родителям и лицам их заменяющим, зарегистрированным в качестве безработных

  • размер пособия по безработице увеличивается на 10%, а при наличии двух и более детей-инвалидов до 18 лет – на 20% (ст. 24 Закона РБ «О занятости населения РБ» от 15.06.2006 № 125-З)
  • стипендия на период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации назначается в размере 75% средней заработной платы (дохода) по последнему месту работы, но не менее полуторной величины минимального пособия по безработице для данного безработного и не более трехкратной базовой величины (ст. 23 Закона РБ «О занятости населения РБ» от 15.06.2006 № 125-З)

Пенсионное обеспечение лиц, осуществляющих уход за ребенком-инвалидом до 18 лет

  • время ухода засчитывается в стаж работы при назначении трудовых пенсий (ст. 51 Закона РБ «О пенсионном обеспечении» от 17.04.1992 № 1596-XII)
  • один из родителей, воспитавший ребенка-инвалида не менее 8 лет в период до его совершеннолетия, имеет право на досрочную пенсию по возрасту: женщины со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет при стаже работы не менее 20 лет; мужчины со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет при стаже работы не менее 25 лет (ст. 20 Закона РБ «О пенсионном обеспечении» от 17.04.1992 № 1596-XII)

Льготы детям-инвалидам до 18 лет

  • бесплатное обеспечение лекарственными средствами, выдаваемыми по рецептам врачей (п. 1 ст. 10 Закона РБ «О гос. соц. льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» от 14.06.2007 № 239-З)
  • бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драг. металлов, металлоакрилатов (металлокомпозитов), металлокерамики и фарфора, а также нанесения защитно-декоративного покрытия из нитрид-титана) (п. 2 ст.11 Закона РБ «О гос. соц. льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» от 14.06.2007 № 239-З)
  • бесплатное или на льготных условиях выделение технических средств соц. реабилитации, включая техн. средства для передвижения, реабилитационные приспособления, протезно-ортопедические изделия, средства при нарушении органов зрения и (или) слуха и др. (пост.Совмина РБ «О гос. реестре (перечне) техн. средств соц. реабилитации и порядке обеспечения ими отдельных категорий граждан» от 11.12.2007 № 1722)
  • бесплатное первоочередное санаторно-курортное лечение (при наличии мед. показаний и отсутствии мед. противопоказаний) или оздоровление (при отсутствии мед. противопоказаний). А лица, сопровождающие детей-инвалидов до 18 лет в санаторно-курортные или оздоровительные организации, обеспечиваются путевками на санаторно-курортное лечение или оздоровление бесплатно (без лечения) при условии, что необходимость в таком сопровождении подтверждается заключением ВКК гос. организации здравоохранения (п.п. 4, 5 ст.12 Закона РБ «О гос. соц. льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» от 14.06.2007 № 239-З)
  • бесплатный проезд на всех видах городского и пригородного пассажирского транспорта (кроме такси), также такое право имеет любое лицо, сопровождающее ребенка-инвалида до 18 лет (п.п. 13, 17 ст.13 и п. 1.12 ст. 14 Закона РБ «О гос. соц. льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» от 06.2007 № 239-З; Указ Президента РБ «О гос. поддержке инвалидов» от 1.03.2010 № 126)
  • не взимается плата за питание в школах дошкольных учреждениях (п. 1.2 пост. Совмина РБ «О размере и порядке взимания платы за питание детей в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования» от 29.02.2008 № 307)
  • бесплатное обеспечение учебниками и учебными пособиями в школах и дошкольных учреждениях (п.4 пост. Совмина РБ «О размере и порядке взимания платы за пользование учебниками и (или) учебными пособиями и порядке предоставления их в бесплатное пользование» от 24.06.2011 № 839, ст.39 Кодекса Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 № 243-З)
  • зачисление вне конкурса (а при проведении вступительных испытаний – при условии получения положительных отметок) в профессионально-технические учреждения образования (п. 21 Правил приема лиц для получения проф.-тех. образования, утв. пост. СМ РБ «О некоторых вопросах профессионально-технического образования» от 14.07.2011 № 953, ст.180 Кодекса Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 № 243-З) )
  • преимущественное право на зачисление (при одинаковой общей сумме баллов) в средние специальные и высшие учреждения образования, а также на подготовительные отделения при высших учреждениях образования. Иногородним предоставляется общежитие (п. 25 Правил приема в ССУЗы и п. 24 Правил приема в ВУЗы, утв. Указом Президента РБ от 7.02.2006 № 80; п. 7 ст. 18 Закона РБ «О соц. защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС, др.радиационных аварий» от 6.01.2009 № 9-З; локальные нормативно-правовые акты учреждений образования)
  • не взимается плата за пользование общежитием в гос. учреждениях образования (п. 3 ст.44 Кодекса Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 № 243-З)
  • скидка в размере 40% от стоимости платного обучения в средних специальных и высших учреждениях образования – при получении отметок не ниже 6 баллов (п.п. 2.5, 5 Положения о порядке предоставления скидок со сформированной стоимости обучения студентам и учащимся гос. учреждений, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования, и размерах этих скидок, утв. пост. Совмина РБ от 26.05.2006 № 665)
  • право на социальную стипендию в проф.-тех. учреждениях образования (со сроком обучения до 10 месяцев), в средних специальных и высших учреждениях образования – при среднем балле успеваемости ниже установленного, а детям-инвалидам с III и IV степенью утраты здоровья к стипендии выплачивается надбавка в размере 50% (п.п. 7, 21 Инструкции об условиях, порядке назначения и выплаты стипендий и других денежных выплат обучающимся, утв. пост. Минобразования РБ и Минфина РБ от 22.09.2011 № 261/96 «О некоторых вопросах стипендиального обеспечения и осуществления других денежных выплат обучающимся», п.5 ст.42 Кодекса Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 № 243-З, Указ Президента Республики Беларусь от 06.09.2011 № 398 «О социальной поддержке обучающихся»)

Другие льготы семьям, воспитывающим ребенка-инвалида до 18 лет

  • обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни – семьям со среднедушевым доходом менее 100% БПМ (при рождении двойни и более детей – независимо от доходов) (Указ Президента Республики Беларусь от 19.01.2012 № 41 «О государственной адресной социальной помощи» ).
  • социальное пособие на оплату технических средств социальной реабилитации (по перечню) в размере их полной стоимости, независимо от среднедушевого дохода семьи (гражданина) – для приобретения детям в возрасте до 18 лет, не признанных инвалидами, но нуждающихся в них по медицинским показаниям (Указ Президента Республики Беларусь от 19.01.2012 № 41 «О государственной адресной социальной помощи»).
  • возмещение затрат на приобретение подгузников детям-инвалидам, имеющим четвертую степень утраты здоровья, независимо от среднедушевого дохода семьи (гражданина) не более 4-х раз в течение календарного года в сумме, не превышающей 1,5-кратного размера бюджета прожиточного минимума (Указ Президента Республики Беларусь от 19.01.2012 № 41 «О государственной адресной социальной помощи»).
  • единовременное социальное пособие один раз в течение года – до 10 БПМ ‑ семьям со среднедушевым доходом менее 150% БПМ, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, (Указ Президента Республики Беларусь от 19.01.2012 № 41 «О государственной адресной социальной помощи»)
  • ежемесячное социальное пособие от 1 до 6 месяцев в году ‑ семьям со среднедушевым доходом менее 100% БПМ.
свернуть

Памятка по разъяснению мер уголовной ответственности

Памятка

                 по разъяснению мер уголовной ответственности   

за совершение преступлений, связанных с сексуальным насилием

над несовершеннолетними, разъясняем уголовно наказуемые деяния, относящиеся к категориям особо тяжких и тяжких

(для ознакомления работников учреждений образования)

 

Особо тяжкие преступления

 

Изнасилование, совершенное повторно, либо группой лиц, либо лицом, ранее совершившим действия, предусмотренные статьей 167 УК, либо изнасилование заведомо несовершеннолетней (часть 2 статьи 166 УК)

наказывается лишением свободы на срок от 5 до 13 лет.

Изнасилование заведомо малолетней или изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей, либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия (часть 3 статьи 166 УК), –

наказывается лишением свободы на срок от 8 до 15 лет.

Насильственные действия сексуального характера, совершенные повторно, либо лицом, ранее совершившим изнасилование, либо группой лиц, либо в отношении заведомо несовершеннолетнего (несовершеннолетней) (часть 2 статьи 166 УК), –

наказываются лишением свободы на срок от 5 до 13 лет.

Насильственные действия сексуального характера, совершенные в отношении заведомо малолетнего (малолетней), либо повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего (потерпевшей), либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия (часть 3 статьи 166 УК), –

наказываются лишением свободы на срок от 8 до 15 лет.

Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего,, совершенные организованной группой, а равно использование заведомо малолетнего для изготовления порнографических материалов, печатных изданий, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера с его изображением (часть 3 статьи 3431УК)

наказываются лишением свободы на срок от 5 до 13 лет с конфискацией имущества или без конфискации.

 

 

 

 

Тяжкие преступления

Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, совершенное лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 166, 167 и 168 УК, либо лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию, содержанию, обеспечению безопасности жизни и здоровья несовершеннолетнего, либо группой лиц (часть 2 статьи 168 УК), –

наказываются лишением свободы на срок от 3 до 10 лет.

Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего, совершенные лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьей 343 УК или частью 2 статьи 343 УК, либо группой лиц по предварительному сговору или с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, иной сети электросвязи общего пользования либо выделенной сети электросвязи, а равно использование заведомо несовершеннолетнего для изготовления порнографических материалов, печатных изданий, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера с его изображением (часть 2 статьи 3431УК)

наказываются лишением свободы на срок от 3 до 8 лет.

свернуть

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

Объясните родителям, как важно научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «нет» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.

Дети не должны стесняться громко звать на помощь, преступника это остановит. Призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.

Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого знают родители и не позже 23.00.

Родители всегда должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти.

Если относительно какого-то незнакомца у подростка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут, выйдет на другой станции метро (автобуса, троллейбуса), продолжит маршрут на следующем поезде (автобусе, троллейбусе). По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.

Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.

Особое внимание подросток должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.

В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. Их несоблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Родителям надо обращать внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.

Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники трогали их, целовали, обнимали.

Преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, в т.ч. в компьютерные игры у него дома, либо напрашивается в провожатые.

Дети охотнее идут на контакт (особенно с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.

Нередко преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).

Надо, чтобы дети рассказывали родителям обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.

Общаясь в социальных сетях Интернета, преступники, как правило, представляются подростками, используя их манеру общения и тактические приемы в целях завладения интимными фотографиями или видеоизображениями и последующего шантажа.

Виртуальные знакомые должны оставаться виртуальными, все реальные встречи должны проходить под присмотром или с разрешения родителей.

свернуть

Деловой стиль одежды

Уважаемые родители и учащиеся!

 Уже в текущем учебном году у всех белорусских школьников появились единые элементы школьной одежды. А с 2023/2024 учебного года школьники будут посещать свое учебное заведение в обязательной школьной форме.

    

  В ходе образовательного процесса в 2022/2023 учебном году во всех видах учреждений общего среднего образования учащиеся І-ХІ классов придерживаются одежды делового стиля. Ношение одежды делового стиля учащимися учреждений общего среднего образования является нормой, которая определяется Уставом и правилами внутреннего распорядка для учащихся.

 
  В 2022/2023 учебном году в определены следующие требования к одежде учащихся:
 - 1 - 11 классы - деловой стиль одежды. Обязательно наличие жилетки с эмблемой учреждения (Согласно п.50 Государственного школьного стандарта "учащиеся обязаны придерживаться делового стиля одежды с общими (одинаковыми) элементами одежды, в том числе эмблемой").
 
 - Деловой стиль предполагает однотонные рубашки, блузки, темные брюки, юбки, сарафаны.
 
Образцы школьной формы  в Ходоровской средней школе Лидского района представлены на фото наших учащихся.
       
 

Школа – это официальное учреждение, поэтому от учащихся требуется деловой официальный вид одежды.    

 Деловой стиль одежды – это строгий выдержанный стиль одежды, предназначенный для посещения учащимися учебных занятий в учреждениях общего среднего образования. Комплект одежды делового стиля должен быть многофункциональным, гигиеничным, удобным и соответствовать современным направлениям моды.

В школе неприемлемы:

Сильно укороченные блузки, майки и юбки, футболки с яркой аппликацией, обтягивающие джинсы, домашняя одежда и вечерние наряды.

​Спортивные костюмы и обувь уместны и необходимы только на уроках физической культуры и занятиях спортивных секций. Ваши вещи должны быть чистыми и аккуратными.

Общие принципы создания привлекательного внешнего вида:

Аккуратность и опрятность

Одежда должна быть обязательно чистой, свежей, выглаженной. Обувь должна быть чистой в течение всего учебного дня. Внешний вид должен соответствовать общепринятым нормам делового стиля и исключать вызывающие детали. Учащиеся должны внимательно относиться к соблюдению правил личной гигиены (волосы, лицо и руки должны быть чистыми и ухоженными).

Основной стандарт одежды для всех учащихся – учебный деловой стиль.

Стандарты внешнего вида учащихся

Одежда

Деловой костюм (брючный, с юбкой или платьем) классического покроя спокойных тонов (верхняя и нижняя детали костюма могут отличаться по цвету и фасону).

Брюки стандартной длины. Допускается ношение строгой блузки с юбкой или брюками без пиджака или жакета. Платье или юбка предпочтительно средней длины классического покроя. Аккуратное, привлекательное сочетание брюк, юбок, блуз, трикотажных джемперов или кофт. Блузки спокойных тонов с длинными или короткими рукавами.

В теплое время года допускается ношение футболок без символики. В холодное время года допускается ношение теплых моделей свитеров, кофт, пуловеров и т.д. без ярких или экстравагантных элементов, отвлекающих внимание.

Парадным видом одежды является деловой костюм (брючный, с юбкой или платьем) классического покроя спокойных тонов (верхняя и нижняя детали костюма могут отличаться по цвету и фасону). Брюки стандартной длины. Обязательно белая блузка у девочек и белая рубашка у мальчиков.

Обувь

Классические модели неярких тонов, гармонирующие с одеждой. Высота каблуков туфель должна быть удобна для работы.

Волосы

Стрижка аккуратная (не экстравагантная). Волосы средней длины и длинные обязательно должны быть собраны. Цвет волос предпочтительно естественных тонов.

Руки

Длина ногтей должна быть удобной для работы. Ногти должны быть аккуратно подстрижены. Лак для ногтей следует выбирать спокойных тонов, избегая ярких элементов маникюра и насыщенных цветов.

Гигиена и макияж

Макияж дневной, легкий, естественных тонов. Парфюмерные и косметические средства с легким нейтральным ароматом. 

Коллекция одежды делового стиля для учащихся учреждений общего среднего образования к 20

В ходе образовательного процесса во всех видах УОСО учащиеся должны соблюдать деловой стиль одежды. Деловой стиль одежды – это строгий выдержанный стиль, предназначенный для посещения учащимися учебных занятий в УОСО.

 

свернуть

Легкие деньги - тяжелые последствия

подробнее...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАВИСИМОСТЕЙ

подробнее...

ОТРАВЛЕНИЕ АЛКОГОЛЕМ

подробнее...

Курение в нетрезвом виде

подробнее...

Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка

подробнее...

Положительные эмоции в жизни школьника

подробнее...