РУС БЕЛ ENG

УСТАВ

ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

«ХОДОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

ЛИДСКОГО РАЙОНА»

(новая редакция)

 

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

  1. Настоящий Устав является новой редакцией Устава Государственного учреждения образования «Ходоровская средняя школа Лидского района», зарегистрированного Лидским районным исполнительным комитетом 26.10.2011 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 590963344.
  2. В соответствии с решением Лидского районного исполнительного комитета 07.12.2009 № 1348 01.01.2010 на базе учебно-педагогического комплекса «Ходоровский детский сад - средняя школа» создано Государственное учреждение образования “Ходоровский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя общеобразовательная школа”. В соответствии с решением Лидского районного исполнительного комитета от 03.10.2011 № 1042 Государственное учреждение образования “Ходоровкий учебно-педагогический комплекс средняя общеобразовательная школа” переименован в Государственное учреждение образования “Ходоровский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа”. В соответствии с решением Лидского районного исполнительного комитета от 01.09.2022 № 1008 изменен вид Государственное учреждение образования «Ходоровский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа» путем переименования в Государственное учреждение образования «Ходоровская средняя школа Лидского района».
  3. Учредителем Государственного учреждения образования «Ходоровская средняя школа Лидского района» (далее – учреждение образования) является Лидский районный исполнительный комитет (далее – Учредитель).
  4. Учреждение образования осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Гражданским кодексом Республики Беларусь, Декретами, Указами Президента Республики Беларусь,Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением об учреждении общего среднего образования, Положением об учреждении дошкольного образования, иными актами законодательства, нормативными актами, издаваемыми в соответствии с их компетенцией органами образования и другими органами государственного управления, решениями местных органов власти, а также настоящим Уставом.
  5. Учреждение образования является юридическим лицом в организационно-правовой форме учреждения.

Имущество Учреждения образования находится в коммунальной собственности Лидского района, передано управлению образования Лидского райисполкома на праве оперативного управления и находится в ведении учреждения образования по договору безвозмездного пользования имуществом.

  1. Учреждение образования имеет круглую печать с изображением Герба Республики Беларусь, штампы и фирменные бланки со своим наименованием и иными реквизитами, вывески установленного образца.
  2. Тип учреждения образования – учреждение общего среднего образования, вид учреждения образования – средняя школа.
  3. Вид учреждения образования может быть изменен. Решение об изменении вида учреждения образования принимается Учредителем по собственной инициативе либо по инициативе учреждения образования при совокупности условий, определяемых пунктом 2 статьи 23 Кодекса Республики Беларусь об образовании.
  4. Учреждение образования обеспечивает получение дошкольного, базового и среднего образования.
  5. Наименование учреждения образования:

на русском языке:

полное наименование: государственное учреждение образования «Ходоровская средняя школа Лидского района»;

сокращенное наименование Ходоровская средняя школа Лидского района;

на белорусском языке:

полное наименование: Дзяржаўная ўстанова адукацыі «Ходараўская сярэдняя школа Лідскага раёна»;

сокращенное наименование: Ходараўская сярэдняя школа Лідскага раёна.

  1. 11. Местонахождение учреждения образования (юридический адрес): Республика Беларусь, 231316, Гродненская область, Лидский район, 231316, Гродненская область, Лидский район, агрогородок Ходоровцы, улица Комсомольская, дом 10.

Учреждение образования в течение десяти рабочих дней со дня изменения своего местонахождения обязано направить в регистрирующий орган соответствующее уведомление.

  1. Органом государственного управления является управление образования Лидского районного исполнительного комитета.

Учреждение образования подчиняется управлению образования Лидского районного исполнительного комитета, главному управлению образования Гродненского областного исполнительного комитета, Министерству образования Республики Беларусь.

  1. В учреждении образования не допускается создание и деятельность политических партий, иных общественных объединений, преследующих политические цели, а также создание и анонимная или иная противоречащая законодательству деятельность религиозных организаций.
  2. Учреждение образования в вопросах воспитания на основании письменных заявлений законных представителей несовершеннолетних обучающихся может взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.

Порядок, условия, содержание и формы такого взаимодействия определяются Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

  1. В учреждении образования в соответствии с требованиями санитарных норм, правил, гигиенических нормативов по установленным нормам питания и денежным нормам расходов на питание организуется питание обучающихся. При необходимости организуется диетическое питание.
  2. Учреждение образования обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в соответствии с законодательством.
  3. Медицинскую помощь обучающимся оказывают медицинские работники государственной территориальной организации здравоохранения.
  4. Учреждение образования может быть ограничено в правах лишь в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами.

 

ГЛАВА 2

ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

 

  1. Учреждение образования является некоммерческой организацией, созданной для достижения образовательных целей, и не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
  2. Предметом деятельности учреждения образования является реализация образовательной программы общего среднего образования, образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования, образовательной программы дополнительного образования в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Учреждение осуществляет следующие виды деятельности:

85100 – дошкольное образование;

85310 – общее базовое образование;

80210 – общее среднее образование;

01192 – выращивание цветов;

38110 – сбор неопасных отходов;

91020 – деятельность музеев;

91012 – деятельность архивов.

Классификация видов деятельности приводится согласно общегосударственному классификатору Республики Беларусь «Виды экономической деятельности» ОКРБ 005-2011, утвержденному постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь 5 декабря 2011 г. № 85.

Виды деятельности, подлежащие лицензированию, осуществляются в учреждении образования после получения соответствующего разрешения (лицензии) в установленном законодательством порядке.

  1. Основной целью деятельности учреждения образования является обеспечение права обучающихся на получение дошкольного и общего среднего образования с учетом их индивидуальных потребностей, склонностей и запросов; формирование образованной, высокоморальной, всесторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамических социально-экономических условиях.
  2. Основными задачами учреждения образования являются:

  обеспечение получения дошкольного, общего базового образования. Общего среднего образования обучающимися в соответствии с образовательными стандартами дошкольного и общего среднего образования;

формирование гражданственности и патриотизма, интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и профессиональное развитие личности обучающегося, формирование у него знаний, умений, навыков и компетенций.

ГЛАВА 3

СТРУКТУРА УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

  1. Учреждение образования формируют свою структуру в соответствии с актами законодательства и уставом.
  2. Структурные подразделения учреждения образования создаются при наличии положительных санитарно-гигиенических заключений, выданных по результатам государственной санитарно-гигиенической экспертизы, проведенной органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, если наличие таких заключений предусмотрено актами законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Структурные подразделения по решению руководителя учреждения образования могут создаваться как обособленные подразделения.

  1. К структурным подразделениям учреждения образования относится ясли-сад. Также может быть создан пункт коррекционно-педагогической помощи (при наличии учащихся с соответствующим заключением  медико-психолого-педагогической комиссии). Правовой статус и функции обособленных и структурных подразделений Учреждения образования определяются настоящим Уставом и соответствующими положениями, утверждаемыми в установленном порядке.

                                                           ГЛАВА 4

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

  1. Образовательный процесс в учреждении образования организуется на основе:

-принципов государственной политики в сфере образования;

 - образовательных стандартов;

- достижений в области науки и техники, реализуемых в отраслях экономики и социальной сферы инновационных проектов;

- педагогически обоснованного выбора форм, методов и средств обучения и воспитания;

- культурных и духовных традиций и ценностей белорусского народа, достижений мировой культуры;

- современных образовательных и информационных технологий.

  1. Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии c требованиями Кодекса Республики Беларусь об образовании, Положения об учреждении общего среднего образования, Положения об учреждении дошкольного образования, учебно-программной документации соответствующих образовательных программ и других нормативных правовых актов, которые регламентируют деятельность учреждений общего среднего образования.
  2. Основные требования к организации образовательного процесса:

-обеспечение качества образования;

-компетентности подход;

-охрана жизни и здоровья обучающихся;

-соблюдение установленной продолжительности учебного года, каникул, каникулярных отпусков, сроков и форм аттестации обучающихся;

-соблюдение санитарно-эпидемиологических требований;

-создание безопасных условий при организации образовательного процесса, в том числе при проведении мероприятий плана воспитательной работы учреждения образования;

 -создание условий для развития творческих способностей обучающихся, вовлечение их в различные виды социально значимой деятельности;

-обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся и оказания им психологической помощи;

-педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений;

-создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития.

  1. Основными языками обучения и воспитания являются государственные языки Республики Беларусь. Язык обучения и воспитания определяется учредителем учреждения образования, с учетом пожеланий обучающихся, законных представителей несовершеннолетних обучающихся при наличии такой возможности.
  2. Порядок изучения белорусского языка иностранными гражданами и лицами без гражданства, временно пребывающими или временно проживающими в Республике Беларусь, определяется Министерством образования Республики Беларусь.
  3. Обязательный для изучения иностранный язык в учреждении образования – английский. В соответствии с Положением об учреждении общего среднего образования для продолжения изучения учащимися V- IX классов ранее изучаемого иностранного языка, который не изучается в Учреждении, при наличии в каждом классе от одного до пяти учащихся выделяется не менее 3-х часов в неделю на класс.
  4. Учреждение образования реализует образовательную программу дошкольного, начального образования, образовательную программу базового образования, образовательную программу среднего образования.
  5. Для организации образовательного процесса при обучении и воспитании на I, II, ІІІ ступенях общего среднего образования учащиеся одного возраста объединяются в классы.

         Учреждение образования функционирует в составе групп дошкольного возраста, І-IX классов, Х – ХІ классов осуществляя обучение и воспитание на І, II и ІІІ ступенях общего среднего образования (І ступень – І-IV классы, II ступень – V-IX классы, ІІІ ступень - Х – ХІ классы).

  1. Образовательный процесс при реализации образовательной программы дошкольного образования организовываться в самом учреждении образования и осуществляется круглогодично с 1 сентября по 31 августа.

Время пребывания воспитанников в учреждении образования составляет 10,5 часов.

Время пребывания воспитанника в учреждении образования, по желанию его законного представителя может быть уменьшено.

Образовательный процесс при реализации образовательной программы дошкольного образования осуществляется в группах.

  1. Образовательный процесс при реализации образовательной программы дошкольного образования может осуществляться в разновозрастных группах, в том числе в специальных, группах интегрированного обучения и воспитания дифференцированно в зависимости от возраста воспитанников.
  2. Воспитанники объединяются в группы с учетом возраста на 1 сентября соответствующего учебного года.
  3. Комплектование групп и перевод воспитанников из одной группы в другую осуществляются ежегодно на начало учебного года (1 сентября), в соответствии с перечнем медицинских показаний и (или) противопоказаний для получения образования, утверждаемым в соответствии с законодательством.

При комплектовании разновозрастной группы учитывается возможность организации режима дня, оптимально соответствующего возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Наполняемость разновозрастной группы не должна превышать 12 воспитанников.

Может устанавливаться  иная наполняемость группы при наличии объективных обстоятельств, соблюдении санитарно-эпидемиологических требований в части условий размещения и режима образовательного процесса, в том числе норм площади на одного воспитанника во всех помещениях с пребыванием воспитанников.

Наполняемость специальной группы, (группы  интегрированного обучения и воспитания), определяется в соответствии с требованиями к наполняемости групп, установленными пунктами 10–13 и 18 статьи 273 Кодекса об образовании Республики Беларусь.

  1. Образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью в специальных группах, группах интегрированного обучения и воспитания, организуется в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования с учетом особенностей, указанных в главе 59 Кодекса об образовании Республики Беларусь.
  2. Образовательный процесс в дошкольных группах организуется в режиме пятидневной рабочей недели. Основными формами организации образовательного процесса являются игра, занятие.
  3. Срок получения дошкольного образования определяется законными представителями воспитанников. При этом срок освоения содержания образовательной программы дошкольного образования составляет до пяти лет десяти месяцев и может быть увеличен на один год по желанию законных представителей воспитанников.
  4. В учреждении образования при реализации образовательной программы дошкольного образования устанавливаются каникулы, во время которых занятия с воспитанниками не проводятся. Во время каникул с воспитанниками проводятся мероприятия физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности.

 Общая продолжительность каникул составляет 112 календарных дней: летние – 92 календарных дня, зимние – 10 календарных дней, весенние – 10 календарных дней.

В период летних каникул при сокращении численности воспитанников допускается переформирование групп или их закрытие.

  1. Прием (зачисление) лица для получения дошкольного образования осуществляется на основании:

- заявления законного представителя воспитанника;

- медицинской справки о состоянии здоровья;

- направления, выданного местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения учреждения образования.

  Прием детей в учреждение оформляется приказом директора.

  1. Зачисление воспитанников в группу интегрированного обучения и воспитания, в специальную группу, на пункт коррекционно-педагогической помощи осуществляется приказом директора при наличии заключения медико-психолого-педагогической комиссии учреждения образования «Государственный Лидский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» (далее – ЦКРОиР) и заявления законного представителя.
  2. Перевод воспитанников дошкольного возраста с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР) из специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания в группы общего назначения осуществляется в соответствии с заключением ЦКРОиР и по заявлению законного представителя воспитанника.
  3. Перевод воспитанника дошкольного возраста в другое учреждение образования осуществляется:

по инициативе законного представителя воспитанника;

в случаях прекращения деятельности учреждения образования с согласия законного представителя воспитанника.

         Прием детей в учреждение образования в связи с переводом из другого учреждения образования осуществляется по предъявлению документов, предусмотренных в п.43, и оформляется приказом директора.

  1. Отчисление (прекращение образовательных отношений) воспитанника из учреждения образования осуществляется:

в связи с получением образования;

досрочно.

Досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе законного представителя воспитанника осуществляется:

в случае перевода воспитанника в другое учреждение образования;

по собственному желанию законного представителя воспитанника.

Досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе учреждения образования осуществляется в случае длительного отсутствия воспитанника (более 30 дней), без уважительных причин в течение учебного года.

Решение об отчислении воспитанника принимает директор путем издания приказа с указанием основания отчисления.

  1. Отчисление воспитанников из ПКПП осуществляется приказом директора после исправления нарушений физического и (или) психического развития на основании списка обучающихся, исправивших нарушения психофизического развития, составленного по результатам обследования детей учителем-дефектологом ПКПП и специалистами ЦКРОиР и утвержденного директором ЦКРОиР.

Отчисление из ПКПП может осуществляться и по другим причинам:

смена места жительства;

перевод в иное учреждение образования;

отказ законных представителей воспитанника с ОПФР от коррекционно-педагогической помощи.

В данном случае основанием для отчисления служит заявление законных представителей воспитанника с ОПФР.

  1. В случае непосещения воспитанником учреждения образования по уважительным причинам место за ним сохраняется в течение шести месяцев:

болезнь (при условии предоставления медицинской справки);

санаторно-курортное лечение;

оздоровление ребенка в летний период;

карантин;

по заявлению в период болезни, командировки или отпуска законных представителей.

  1. В учреждении образования I, II и III ступени общего среднего образования составляют общее среднее образование.

 На I ступени общего среднего образования (I–IV классы) реализуется образовательная программа начального образования, освоение содержания которой является обязательным.

Начальное образование дает право на продолжение образования на II ступени общего среднего образования.

 На II ступени общего среднего образования (V–IX классы)  реализуется образовательная программа базового образования, освоение содержания которой является обязательным.

Общее базовое образование дает право на продолжение образования на III ступени общего среднего образования, а также на уровнях профессионально-технического и среднего специального образования.

Лица, получившие общее базовое образование и не достигшие возраста восемнадцати лет, имеют право на продолжение образования на уровне профессионально-технического образования по образовательным программам, указанным в подпунктах 1.3 и 1.4 пункта 1 статьи 167 настоящего Кодекса об образовании Республики Беларусь.

                 На III ступени общего среднего образования (Х – ХІ классы) реализуется образовательная программа среднего образования, освоение содержания которой является обязательным. Общее среднее образование дает право на продолжение образования на уровнях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.

  1. Сроки обучения и воспитания на ступенях общего среднего образования составляют на:

 I ступени при реализации образовательной программы начального образования четыре года;

II ступени при реализации образовательной программы базового образования пять лет;

III ступени  при реализации общего среднего образования составляет одиннадцать лет.

  1. Форма получения образования – дневная очная.
  2. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования организуется по учебным годам. Учебный год делится на четверти.
  3. Продолжительность учебного года, включая каникулы, устанавливается с 1 сентября по 31 августа. Учебные занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая включительно, а для учащихся IX класса – с 1 сентября по 25 мая. Если указанные даты приходятся на нерабочий день, то начало (окончание) учебного года, учебных занятий переносится на последующий (предшествующий) рабочий день.
  4. Для учащихся устанавливаются каникулы на протяжении учебного года и летние каникулы.

Общая продолжительность каникул в период проведения учебных занятий должна быть не менее 30 календарных дней, для учащихся I и II классов – не менее 37 календарных дней.

Продолжительность летних каникул должна быть не менее 12 календарных недель.

Начало и завершение четвертей, каникул ежегодно до начала учебного года определяются Министерством образования Республики Беларусь.

  1. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования, образовательные мероприятия, а также воспитательная работа с учащимися во внеучебное время организуются в режиме шестидневной недели, которая включает в себя пятидневную учебную неделю и шестой школьный день. Учебные и факультативные занятия при реализации образовательной программы начального образования, учебные занятия  базового образования при реализации образовательной программы проводятся в режиме пятидневной учебной недели. В шестой школьный день могут проводиться факультативные занятия в V–XI классах, проводятся мероприятия по реализации основных направлений воспитания, в том числе спортивно-массовые, туристические мероприятия, экскурсии.
  2. Формами организации образовательного процесса являются учебное занятие, занятие. Основной формой организации образовательного процесса является учебное занятие. К учебным занятиям относятся урок, наблюдение, учебное проектирование, экскурсия, учебно-полевые сборы и иные учебные занятия. К занятиям относятся дополнительно проводимые к учебным занятиям факультативные, стимулирующие, поддерживающие занятия, коррекционные занятия (для учащихся из числа лиц с особенностями психофизического развития), практические занятия, общественно полезный труд. Учебные занятия, занятия могут проводиться по сменам.

В учреждении образования, проводятся образовательные мероприятия (олимпиады, конкурсы, турниры, фестивали, семинары, конференции, иные мероприятия) в целях выявления и поддержки одаренных и талантливых учащихся с учетом многообразия их интересов и возможностей, содействия взаимопониманию и сотрудничеству между участниками образовательного процесса.

  1. Учреждение образования имеет право на разработку и проведение в установленном порядке экспериментальной и инновационной деятельности по применению нового содержания обучения и воспитания, новых педагогических систем, которые формируются на принципах непрерывности с другими видами образования.
  2. Образовательный процесс в учреждении образования осуществляется в классах, группах или индивидуально.

В класс объединяются учащиеся преимущественно одного возраста. В случае, когда количество учащихся при приеме в учреждение образования, превышает установленную учредителем учреждения образования или уполномоченным им органом наполняемость класса, создается несколько классов (параллельные классы). Порядок деления классов на группы, объединения учащихся нескольких классов (параллельных классов) в группы определяется Положением об учреждении общего среднего образования или его виде.

Классы совместного обучения и воспитания – классы, в которых лица с особенностями психофизического развития совместно с лицами, не имеющими таких особенностей, осваивают содержание образовательных программ общего среднего образования. Порядок создания классов совместного обучения и воспитания, порядок организации образовательного процесса в них определяются Положением об учреждении общего среднего образования или его виде.

  1. Решение о наполняемости классов, в том числе классов совместного обучения и воспитания, и количестве лиц с особенностями психофизического развития в них, кроме специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания, принимается учредителем учреждения образования, реализующего образовательные программы общего среднего образования, с учетом потребностей проживающих на территории, закрепленной за этим учреждением образования граждан, при соблюдении санитарно-эпидемиологических требований в части условий размещения и режима образовательного процесса, в том числе норм площади на одного учащегося во всех помещениях с пребыванием учащихся.

Наполняемость специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания определяется в соответствии с требованиями наполняемости классов, установленными пунктами 14, 15 и 18 статьи 273 Кодекса об образовании Республики Беларусь.

  1. Образовательный процесс в классах интегрированного обучения и воспитания организуется в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования с учетом особенностей, указанных в главах 59 и 60 Кодекса об образовании Республики Беларусь.

В случае, когда количество учащихся в I–IV классах составляет пять человек и менее, допускается изучение части учебных предметов одновременно учащимися разных классов. Порядок объединения учащихся разных классов для одновременного изучения учебных предметов и перечень этих учебных предметов определяются Положением об учреждении общего среднего образования или его виде.

Образовательный процесс организуется индивидуально в случаях, если это предусмотрено учебно-программной документацией образовательных программ общего среднего образования, а также на основании решения руководителя учреждения образования, реализующего образовательные программы общего среднего образования, в соответствии с индивидуальным учебным планом. Порядок организации образовательного процесса индивидуально определяется Положением об учреждении общего среднего образования или его виде.

Организация образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования может быть основана на дифференциации их содержания с учетом образовательных потребностей и интересов учащихся, обеспечивающей изучение отдельных учебных предметов, модулей соответствующей образовательной программы общего среднего образования на базовом и повышенном уровне.

В учреждении образования изучение учебных предметов осуществляется на базовом уровне. Однако можно осуществлять изучение отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне в рамках организации профильного обучения при реализации образовательной программы среднего образования.

         На III ступени общего среднего образования учреждение может вводить профильное обучение, которое предусматривает изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне и проведение факультативных занятий профессиональной направленности (профессионально ориентированных курсов) для ориентации на получение педагогических, военных и других специальностей.

       На III ступени общего среднего образования в границах учебного предмета «Трудовое обучение» может реализовываться образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих) в объёме 6 часов за счёт учебных часов, отведенных типовым учебным планом общего среднего образования на проведение факультативных занятий, без увеличения общего количества часов, которые финансируются из бюджета.

Обучение на III ступени осуществляется с учетом образовательных запросов учащихся.

Учащиеся по медицинским и иным основаниям могут быть освобождены от изучения отдельных учебных предметов. Перечень заболеваний, которые являются  медицинским основанием для освобождения учащихся от изучения отдельных учебных предметов, определяется Министерством здравоохранения. Иные основания для освобождения учащихся от изучения отдельных учебных предметов устанавливаются Министерством образования.

  1. В учреждении образования для оказания помощи семье в обучении и воспитании учащихся, создания условий для развития творческих способностей, учащихся может открываться группа продленного дня для учащихся I - V классов, Положение о которых утверждается Министерством образования Республики Беларусь.

Решение о наполняемости группы продленного дня в учреждении образования, реализующем образовательные программы общего среднего образования, принимается его учредителем или уполномоченным им органом. Количество учащихся в группах продленного дня не должно превышать наполняемость классов, устанавливаемую в порядке, определяемом пунктом 59.

  1. За учреждением образования закрепляется территория соответствующая административно-территориальной единицы в целях обеспечения проживающим на этой территории гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые имеют равное с гражданами Республики Беларусь право на получение общего среднего образования, доступа к его получению.

Преимущественное право при приеме  в среднюю школу, (для получения общего среднего образования) имеют лица, проживающие на территории, за которой закреплено учреждение образования. В приеме  в учреждение образования лицу, проживающему на территории, за которой закреплено учреждение образования, может быть отказано только по причине отсутствия в нем свободного места. При наличии свободных мест в учреждение образования могут приниматься (зачисляться) лица независимо от места их жительства. Сроки и порядок приема (зачисления) в учреждение образования на свободные места лиц, не проживающих на территории, за которой закреплено учреждение образования, определяется Положением об учреждении общего среднего образования или его виде.

В случае отсутствия свободного места в учреждении образования лицо, законный представитель несовершеннолетнего лица, проживающие на территории, за которой закреплено это учреждение образования, обращаются в иное учреждение образования или структурное подразделение местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющее государственно-властные полномочия в сфере образования на территории административно-территориальной (территориальной) единицы по месту проживания лица, законного представителя несовершеннолетнего лица.

 Прием лица, достигшего возраста четырнадцати лет, в учреждение образования для получения общего среднего образования осуществляется на основании его заявления и с согласия одного из его законных представителей при предъявлении свидетельства о рождении или документа, удостоверяющего личность, медицинской справки о состоянии здоровья, справки об обучении. От имени несовершеннолетнего лица заявление может быть подано его законным представителем.

Прием лиц в учреждение образования для освоения содержания образовательной программы начального образования осуществляется по достижении этими лицами на начало учебного года возраста шести лет или по желанию одного из законных представителей несовершеннолетнего лица с более позднего возраста. По заявлению одного из законных представителей несовершеннолетнего лица при наличии решения педагогического совета допускается прием (зачисление) в I класс лица, которому шесть лет исполняется в текущем календарном году.

  1. Для приема детей в I класс законные представители в установленные сроки подают заявление на имя директора учреждения образования и представляют следующие документы: копию свидетельства о рождении ребенка, справку о состоянии здоровья ребенка.
  2. Для учащихся, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать учреждение образования, создаются условия для получения общего среднего образования на дому.

Перечень медицинских показаний для получения общего среднего образования на дому определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Образовательный процесс для освоения учащимся содержания соответствующей образовательной программы общего среднего образования на дому организуется учреждением образования согласно закреплённой территории по месту жительства (месту пребывания) учащегося.

В целях социализации учащегося, осваивающего содержание соответствующей образовательной программы общего среднего образования на дому, учебные занятия могут организовываться на дому или в сочетании учебных занятий на дому и в учреждении образования, организовавшем обучение и воспитание на дому.

 Решение об освоении содержания соответствующей образовательной программы общего среднего образования на дому, организации учебных занятий на дому или на дому и в учреждении образования принимается управлением образования Лидского районного исполнительного комитета по месту жительства (месту пребывания) учащегося, на основании заявления учащегося, законного представителя несовершеннолетнего учащегося и заключения врачебно-консультационной комиссии.

  1. Учащиеся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, кроме экстернов, проходят текущую, промежуточную и итоговую аттестацию по учебным предметам, модулям учебного плана учреждения образования.

При проведении промежуточной и итоговой аттестации осуществляется оценка поведения учащихся, которая выражается следующими характеристиками: «примерное», «удовлетворительное»,  «неудовлетворительное». Критерии оценки поведения учащихся определяются Министерством образования.

Текущая аттестация проводится на учебных занятиях в целях систематического контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся в процессе изучения учебных предметов, модулей при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования.

 Промежуточная аттестация проводится по учебным предметам, модулям за четверть и (или) полугодие по результатам текущей аттестации.

Результаты текущей и промежуточной аттестации учащихся, за исключением учащихся I и II классов, оцениваются отметками в баллах по десятибалльной шкале, отметками «зачтено», «не зачтено», «не аттестован(а)», записей «освоил(а)», «не освоил(а)», «освобожден(а)», «не изучал(а)». Положительными являются отметки от 3 (трех) до 10 (десяти) баллов: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, «зачтено» и записи «освоил(а)», «освобожден(а)», «не изучал(а)». Неудовлетворительными являются отметки 1 (один), 2 (два) балла, «не зачтено», «не аттестован(а)», запись «не освоил(а)».

Оценка результатов учебной деятельности учащихся осуществляется с учетом пяти уровней учебной деятельности: действия на узнавание, распознавание и различение понятий; действия по воспроизведению учебного материала на уровне памяти; действия по воспроизведению учебного материала на уровне понимания; действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу; действия по применению знаний в незнакомых, нестандартных ситуациях для решения качественно новых задач.

В I и II классах,а также в III и IV классах по учебным предметам «Музыка», «Изобразительное искусство», «Трудовое обучение», «Физическая культура и здоровье», «Основы безопасности жизнедеятельности» оценка результатов учебной деятельности учащихся осуществляется на содержательно-оценочной основе с учетом уровней учебной деятельности без использования отметки (балла) как формы количественного выражения результатов оценочной деятельности. При промежуточной и итоговой аттестации осуществляются записи «освоил(а)», «не освоил(а)». При этом запись «освоил(а)» делается, если учащийся выполняет действия, соответствующие второму, третьему, четвертому, пятому уровням учебной деятельности; запись «не освоил(а)» делается, если учащийся выполняет действия, соответствующие первому уровню учебной деятельности.

По учебным предметам «Основы безопасности жизнедеятельности» (V класс), «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» (V–IX классы) аттестация осуществляется с использованием отметок «зачтено», «не зачтено». Отметка «зачтено» выставляется, если учащийся выполняет действия, соответствующие второму, третьему, четвертому, пятому уровням учебной деятельности; отметка «не зачтено» выставляется, если учащийся выполняет действия, соответствующие первому уровню учебной деятельности.

Для проведения текущей аттестации учащихся устанавливаются следующие виды контроля: поурочный и тематический. Поурочный и тематический контроль осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их сочетании.

Выбор формы контроля зависит от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, содержания и специфики учебного предмета, количества учебных часов, выделяемых на изучение его содержания, этапа изучения темы и основных требований к результатам учебной деятельности учащихся.

Итоговая аттестация проводится по учебным предметам, модулям по завершении учебных занятий в учебном году, обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования.

Итоговая аттестация по завершении учебных занятий в учебном году проводится по результатам промежуточной аттестации.

Итоговая аттестация по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования проводится по результатам итоговой аттестации по завершении учебных занятий в учебном году и итоговых испытаний по отдельным учебным предметам, модулям. Перечень учебных предметов, модулей, по которым проводятся итоговые испытания по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования, виды, формы и сроки проведения итоговых испытаний ежегодно до начала учебного года устанавливаются Министерством образования.

Итоговая аттестация по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования проводится по результатам итоговой аттестации по завершении учебных занятий в учебном году и итоговых испытаний по отдельным учебным предметам, модулям. Итоговые испытания по отдельным учебным предметам могут проводиться в виде централизованного экзамена. Перечень учебных предметов, модулей, по которым проводятся итоговые испытания по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования, виды, формы и сроки проведения итоговых испытаний, в том числе основной и иной сроки, резервные дни проведения централизованных экзаменов, ежегодно до начала учебного года устанавливаются Министерством образования.

 Учащиеся проходят итоговые испытания в виде централизованного экзамена в учреждениях общего среднего, среднего специального, высшего образования, иных учреждениях образования, определяемых Министерством образования в качестве пунктов проведения централизованных экзаменов. Порядок организации и проведения централизованных экзаменов, в том числе учреждения образования, определяемые в качестве пунктов проведения централизованных экзаменов, и учреждения образования, реализующие образовательную программу среднего образования, закрепляемые за такими пунктами, определяются Министерством образования.

Итоговая аттестация по завершении учебного года выражается в выставлении отметок за год (годовых отметок) с учетом результатов промежуточной аттестации в текущем учебном году.               

Итоговая аттестация по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования выражается в выставлении итоговых отметок по учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены, с учетом годовой и экзаменационной отметок.

Перечень учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, формы проведения выпускных экзаменов ежегодно до начала учебного года устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь.

Результаты текущей и промежуточной аттестации учащихся заносятся в классный журнал и дневник учащегося. Типовые формы классного журнала, дневника учащегося и порядок их ведения определяются Министерством образования.

Учащиеся по медицинским и иным основаниям могут быть освобождены от выпускных экзаменов. Перечень заболеваний, которые являются медицинским основанием для освобождения учащихся от выпускных экзаменов, определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Иные основания освобождения учащихся от выпускных экзаменов устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь. В случае освобождения учащихся от выпускных экзаменов итоговая аттестация осуществляется на основании годовых отметок.

К итоговой аттестации допускаются учащиеся, выполнившие  учебные планы и учебные программы. Результаты итоговой аттестации учащихся оцениваются отметками в баллах по десятибалльной шкале, в том числе отметкой 0 (ноль) баллов, либо отметками «зачтено», «не зачтено», «не аттестован(а)» или делаются записи «освобожден(а)», «не изучал(а)». Положительными являются отметки от 1 (одного) до 10 (десяти) баллов, «зачтено» и записи «освобожден(а)», «не изучал(а)».

Учащимся, не прошедшим итоговую аттестацию в установленный срок по уважительной причине, предоставляется право прохождения итоговой аттестации в другой срок.

Учащимся, не прошедшим итоговую аттестацию в установленный срок без уважительных причин или получившим по ее результатам отметки 0 (ноль) баллов, «не зачтено», «не аттестован(а)», предоставляется право прохождения итоговой аттестации в другой срок.

Порядок проведения итоговой аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования определяется Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь.

Аттестация учащихся осуществляется в устной, письменной и практической формах, допускается сочетание указанных форм.

Учащиеся, пропустившие более 45 учебных дней в течение учебного года по болезни или в связи с переездом на новое место жительства, могут быть оставлены на повторный год обучения на основании заявления их законных представителей и (или) по решению педагогического совета учреждения образования.

Выпускникам учреждения образования, успешно прошедшим аттестацию по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования выдается свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием), в соответствии с пунктами 2.1, 3 статьи 90 Кодекса об образовании Республики Беларусь.

Выпускникам, завершившим обучение и воспитание на II ступени общего среднего образования и успешно усвоившим программу факультативных занятий вносится соответствующая запись в свидетельство об общем базовом образовании.

Выпускникам учреждения образования, успешно прошедшим аттестацию по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования выдается аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью), в соответствии с пунктами 2.2, 4 статьи 90 Кодекса об образовании Республики Беларусь.

Выпускникам, завершившим обучение и воспитание на III ступени общего среднего образования и успешно усвоившим программу факультативных занятий вносится соответствующая запись в аттестат об общем среднем образовании.

Документ об образовании оформляется на белорусском и русском языках подписывается руководителем учреждения и заверяются печатью учреждения образования.

В случае перемены имени обладателя документа об образовании, кроме перемены имени в связи с изменением половой принадлежности, изменения в документ об образовании не вносятся и документ об образовании на новое имя не выдается.

При перемене имени обладателя документа об образовании в связи с изменением половой принадлежности выдается документ об образовании в соответствии с законодательством об административных процедурах.

В случае утраты, приведения в негодность документа об образовании, выдается дубликат документа об образовании, (дубликат документа об обучении). Порядок выдачи дубликатов документов об образовании, устанавливается законодательством об административных процедурах.

  1. Учащемуся, не завершившему освоение содержания образовательных программ общего среднего образования, выдается справка об обучении в соответствии с пунктами 10.1 статьи 91 Кодекса об образовании Республики Беларусь.
  2.  Оказание учреждением образования, услуг при реализации образовательных программ на платной основе, осуществляется на основании договора об оказании услуг при реализации образовательной программы на платной основе.
  3.  Существенными условиями договора об оказании услуг при реализации образовательной программы на платной основе являются:

 предмет договора;

дата начала образовательного процесса или порядок ее определения;

форма получения образования;

срок обучения;

стоимость обучения, порядок ее изменения;

порядок расчетов за обучение;

ответственность сторон.

  1. Воспитание учащихся осуществляется в процессе обучения, внеурочной и внешкольной деятельности.
  2. Целью воспитания в учреждении образования является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося

 70.1 задачами воспитания являются:

формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;

подготовка к самостоятельной жизни, профессиональному самоопределению, выбору профессии и труду;

формирование нравственной, эстетической культуры и культуры в области охраны окружающей среды и природопользования;

формирование физической культуры, овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;

формирование культуры семейных отношений;

создание условий для социализации, саморазвития и самореализации личности обучающегося.

70.2 воспитание основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства.

  1. Основными составляющими воспитания являются:

71.1 идеологическое воспитание, направленное на формирование у обучающихся знаний основ государственной идеологии, привитие подрастающему поколению общечеловеческих, гуманистических ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;

71.2 гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование у обучающихся активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры;

71.3 духовно-нравственное воспитание, направленное на приобщение обучающихся к общечеловеческим и гуманистическим ценностям, формирование нравственной культуры;

71.4 эстетическое воспитание, направленное на формирование у обучающихся эстетического вкуса, развитие чувства прекрасного;

71.5 воспитание психологической культуры, направленное на развитие, саморазвитие и самореализацию личности обучающихся;

71.6 воспитание физической культуры, физическое совершенствование;

71.7 формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни, осознания значимости здоровья как ценности и важности его сохранения;

71.8 семейное и гендерное воспитание, направленное на формирование у обучающихся ответственного отношения к семье, браку, воспитанию детей, осознанных представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в соответствии с традиционными ценностями белорусского общества;

71.9 трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание обучающимися труда как личностной и социальной ценности, формирование готовности к осознанному профессиональному выбору;

71.10 воспитание, направленное на формирование у обучающихся бережного отношения к окружающей среде и природопользованию;

71.11 воспитание культуры безопасности жизнедеятельности, направленное на формирование у обучающихся безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности;

71.12 воспитание культуры быта и досуга, направленное на формирование у обучающихся ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время;

71.13 поликультурное воспитание, направленное на формирование у обучающихся толерантного отношения к представителям других культур, национальностей, вероисповеданий;

71.14 экономическое воспитание, направленное на формирование у обучающихся экономической культуры личности.

  1. Воспитание осуществляется на учебных занятиях, занятиях и в процессе воспитательной работы во внеучебное время.

Воспитательная работа во внеучебное время с учащимися осуществляется педагогическими работниками, в том числе выполняющими функции классного руководителя.

Порядок проведения педагогическими работниками воспитательной работы во внеучебное время с обучающимися, определяется Министерством образования.

  1. В учреждении образования в целях социальной адаптации обучающихся и оптимизации образовательного процесса осуществляются социально-педагогическая поддержка обучающихся и оказание им психологической помощи.

Социально-педагогическая поддержка обучающихся и оказание им психологической помощи осуществляются социально-педагогической и психологической службой учреждения образования, положение о которой утверждается Министерством образования Республики Беларусь.

  1. Режим работы учреждения образования принимается педагогическим советом и утверждается директором. Ежедневное количество и продолжительность учебных занятий, перемен определяется расписанием уроков, которое утверждается директором и устанавливается в соответствии с рекомендациями органов здравоохранения. Расписание учебных занятий должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для организации питания и активного отдыха.
  2. В учреждении образования используются дневники единого образца, утвержденного Министерством образования Республики Беларусь.

                                                        ГЛАВА 5

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

  1.  Учреждение образования в соответствии с актами законодательства имеет право:

76.1. осуществлять образовательную деятельность;

76.2. формировать структуру и штатное расписание учреждения образования;

76.3. передавать функции по обеспечению деятельности государственным учреждениям, созданным исполнительными комитетами областного и базового территориальных уровней, для обеспечения деятельности подчиненных им бюджетных организаций;

76.4. осуществлять приносящую доходы деятельность;

76.5. участвовать в научной, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования;

76.6. входить в состав ассоциаций (союзов) и иных объединений некоммерческих организаций;

76.7. осуществлять международное сотрудничество в сфере образования, в том числе внешнеторговую деятельность.

  1. Учреждение образования обязано обеспечивать:

77.1 качество образования;

77.2 разработку и утверждение в установленном порядке структурных элементов научно-методического обеспечения соответствующего образования, его совершенствование;

77.3 подбор, прием на работу и расстановку кадров, повышение их квалификации;

77.4 соблюдение санитарно-эпидемиологических требований;

77.5 создание безопасных условий при организации образовательного и воспитательного процессов;

77.6 разработку и принятие правил внутреннего распорядка для обучающихся;

77.7 моральное и материальное стимулирование обучающихся, педагогических и иных работников учреждения образования;  

77.8 меры социальной защиты обучающихся;

77.9 создание необходимых условий для организации питания и оказания медицинской помощи обучающихся;

77.10 участие в формировании контрольных цифр приема;

77.11 ознакомление лиц, законных представителей несовершеннолетних лиц при приеме (зачислении) в учреждения образования со свидетельством о государственной регистрации, сертификатами о государственной аккредитации, уставом, правилами внутреннего распорядка для обучающихся, иными локальными правовыми актами учреждений образования, содержащими права и обязанности обучающихся, а по их требованию – также с учебно-программной документацией;

77.12 патронат лиц с особенностями психофизического развития в течение двух лет после получения образования в  учреждении образования в соответствии с Положением о патронате лиц с особенностями психофизического развития, утверждаемым Министерством образования;

77.13 содействие уполномоченным государственным органам, иным организациям в проведении контроля за обеспечением качества образования.

 

ГЛАВА 6

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

  1. Субъектами образовательных отношений являются участники образовательного процесса, учреждения образования осуществляющие образовательную деятельность.

Участники образовательного процесса – обучающиеся, законные представители несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники.

  1. Обучающийся – лицо, принятое (зачисленное) для освоения содержания образовательной программы, прохождения аттестации в порядке экстерната.
  2. Обучающиеся имеют право на:

 получение образования в соответствии с образовательными программами;

 одновременное освоение содержания нескольких образовательных программ основного образования в случаях, предусмотренных актами законодательства;

перевод в другое учреждение образования в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь;

обучение и воспитание в соответствии с  Кодексом об образовании Республики Беларусь в пределах содержания образовательной программы по индивидуальному учебному плану, индивидуальной учебной программе в случаях, предусмотренных законадательством;

создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;

уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;

бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование в государственных центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

бесплатную коррекцию нарушений в физическом и (или) психическом развитии в государственных учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования, коррекционно-педагогическую помощь в государственных учреждениях образования, реализующих образовательные программы основного, дополнительного и специального образования;

пользование учебниками и учебными пособиями;

отпуск, каникулы;

бесплатное пользование библиотекой, физкультурно-спортивными сооружениями, учебной, производственной, научной базой учреждения образования;

получение социально-педагогической поддержки и психологической помощи со стороны специалистов учреждения образования;

поощрение за успехи в учебной, общественной, научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной деятельности, участие в физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых, спортивных мероприятиях, а также в образовательных мероприятиях;

участие в управлении учреждением образования;

участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, фестивалях, конференциях, симпозиумах, конгрессах, семинарах, праздниках и других образовательных и иных мероприятиях, спортивно-массовых мероприятиях, общественной, научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной, культурной деятельности;

ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительным документом, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, правилами внутреннего распорядка для обучающихся, иными локальными правовыми актами, содержащими права и обязанности обучающихся, а также с учебно-программной документацией;

участие в  молодежных и иных общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству;

обращение в комиссию по разрешению конфликта интересов педагогического работника в случае возникновения разногласий между участниками образовательных отношений.

  1. Обучающиеся обязаны:

добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания;

заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся;

уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

не допускать действий, препятствующих другим участникам образовательного процесса исполнять их обязанности и реализовывать их права в сфере образования;

бережно относиться к имуществу учреждения образования;

соблюдать  иные обязанности обучающихся устанавленные иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными правовыми актами.

  1. За совершение учащимися дисциплинарного проступка устанавливается дисциплинарная ответственность, которая выражается в применении к обущающемуся мер дисциплинарного взыскания.
  2.  Основанием для привлечения обучающегося к дисциплинарной ответственности является противоправное, виновное (умышленное или по неосторожности) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него актами законодательства, учредительным документом и иными локальными правовыми актами учреждения образования, (далее – дисциплинарный проступок), в виде следующих действий (бездействия):

опоздания или неявки без уважительных причин на учебные занятия, занятия, практику, иные формы организации образовательного процесса;

нарушения дисциплины;

неисполнения без уважительных причин требования педагогического работника, основанного на акте законодательства, учредительном документе или ином локальном правовом акте учреждения образования;

оскорбления участников образовательного процесса;

порчи капитальных строений (зданий, сооружений), оборудования или иного имущества учреждения образования;

распития алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических либо других одурманивающих веществ в помещениях и на территориях, занимаемых учреждением образования, а также появления в указанных местах в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

курения (потребления) табачных изделий, использования электронных систем курения, систем для потребления табака в помещениях и на территориях, занимаемых учреждением образования;

иных противоправных действий (бездействия).

 Не признается дисциплинарным проступком деяние, соответствующее критериям, указанным в пункте 82, совершенное обучающимся из числа лиц с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью, с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии.

  1. К дисциплинарной ответственности привлекается обучающийся, достигший к моменту совершения дисциплинарного проступка возраста четырнадцати лет, а обучающийся из числа лиц с особенностями психофизического развития – семнадцати лет.
  2. К обучающемуся, совершившему дисциплинарный проступок и не достигшему к моменту его совершения возраста, с которого наступает дисциплинарная ответственность, а также к обучающемуся из числа лиц с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью, с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии могут применяться меры педагогического воздействия (беседа, обсуждение на педагогическом совете и иные меры, не противоречащие законодательству).
  3. За совершение дисциплинарного проступка к обучающемуся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания:

замечание;

выговор;

  1. Досрочное прекращение образовательных отношений (отчисление) как мера дисциплинарного взыскания не применяется к обучающемуся и не завершившему освоение содержания образовательной программы базового образования,
  2. Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит руководителю учреждения образования. При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение обучающегося.
  3. Обучающийся, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, считается невиновным, пока его вина не будет доказана и установлена приказом о применении меры дисциплинарного взыскания, изданным руководителем учреждения образования,

Обучающийся, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности обучающегося, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, толкуются в его пользу.

  1. Обучающийся, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, законный представитель несовершеннолетнего обучающегося, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, имеют право:

знакомиться со всеми материалами относительно совершенного дисциплинарного проступка, снимать копии с документов;

давать пояснения и представлять доказательства либо отказаться от дачи пояснений;

быть заслушанными в ходе любого затрагивающего их интересы разбирательства, присутствовать на нем;

получить юридическую помощь в соответствии с актами законодательства;

ознакомиться с приказом о применении меры дисциплинарного взыскания и получить его копию;

обжаловать приказ о применении меры дисциплинарного взыскания.

  1. Поводами для привлечения обучающегося к дисциплинарной ответственности могут служить сообщения местных исполнительных и распорядительных органов, правоохранительных органов, иных государственных органов и организаций, докладные записки педагогических и иных работников учреждения образования, иной организации, индивидуального предпринимателя, осуществляющих образовательную деятельность, или иное письменное сообщение.
  2. До применения меры дисциплинарного взыскания руководитель учреждения образования, в течение двух календарных дней после обнаружения совершения обучающимся деяния, подпадающего под признаки дисциплинарного проступка, обязан письменно уведомить одного из законных представителей несовершеннолетнего обучающегося и затребовать у обучающегося письменное объяснение.

Письменное объяснение представляется обучающимся в течение трех календарных дней после его истребования.

Непредставление обучающимся письменного объяснения, невозможность получения от него письменного объяснения оформляются актом, который подписывается тремя лицами из числа работников учреждения образования.

Непредставление обучающимся письменного объяснения, невозможность получения от него письменного объяснения не препятствуют применению к обучающемуся меры дисциплинарного взыскания.

  1. За каждый дисциплинарный проступок может быть применена только одна мера дисциплинарного взыскания.
  2. Обучающийся может быть привлечен к дисциплинарной ответственности не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка, не считая времени пребывания обучающегося на каникулах, отсутствия на учебных занятиях, занятиях. Мера дисциплинарного взыскания к несовершеннолетнему обучающемуся может быть применена не ранее чем через семь календарных дней после направления письменного уведомления одному из его законных представителей.
  3. Мера дисциплинарного взыскания к обучающемуся не может быть применена позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка.
  4. Решение о применении меры дисциплинарного взыскания к обучающемуся оформляется приказом руководителя учреждения образования.

Приказ руководителя учреждения образования, о дисциплинарном взыскании объявляется обучающемуся под роспись в течение пяти календарных дней со дня издания приказа, не считая времени пребывания обучающегося на каникулах, в отпуске, отсутствия на учебных занятиях, занятиях, иных формах организации образовательного процесса.

  1. Решение о применении меры дисциплинарного взыскания к обучающемуся может быть обжаловано обучающимся, а также законным представителем несовершеннолетнего обучающегося, в вышестоящий орган в течение одного месяца после применения меры дисциплинарного взыскания.

Решение о применении меры дисциплинарного взыскания к обучающемуся после обжалования в вышестоящий орган (организацию) может быть обжаловано в суд.

  1. Если в течение года со дня применения меры дисциплинарного взыскания в виде замечания или выговора обучающийся не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию. При этом мера дисциплинарного взыскания в виде замечания или выговора погашается автоматически без издания приказа.
  2. Руководитель учреждения образования, применивший к обучающемуся меру дисциплинарного взыскания в виде замечания или выговора, имеет право снять его досрочно по собственной инициативе или по просьбе обучающегося.

Досрочное снятие меры дисциплинарного взыскания в виде замечания или выговора оформляется приказом руководителя учреждения образования.

  1. Педагогическими работниками признаются лица, которые осуществляют педагогическую деятельность (реализуют содержание образовательных программ, программ воспитания, оказывают коррекционно-педагогическую помощь, осуществляют научно-методическое обеспечение образования и (или) руководство образовательной деятельностью учреждения образования, его структурных подразделений).
  2.  Педагогические работники в соответствии с актами законодательства имеют право на:

защиту профессиональной чести и достоинства;

обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности;

творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, учебных изданий и средств обучения и воспитания;

доступ к учебно-программной, учебно-методической документации, информационно-аналитическим материалам;

участие в обновлении, разработке и определении структуры и содержания структурных элементов научно-методического обеспечения образования;

участие в научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной, международной деятельности учреждения образования;

участие в управлении учреждением образования;

повышение квалификации;

моральное и материальное поощрение за успехи в педагогической, научной, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования;

объединение в профессиональные союзы, иные общественные объединения, деятельность которых не противоречит законодательству;

ежемесячную компенсацию расходов на приобретение учебной и методической литературы (порядок, условия и размер ежемесячной компенсации расходов на приобретение учебной и методической литературы педагогическим работникам, перечень должностей педагогических работников, которым выплачивается ежемесячная компенсация расходов на приобретение учебной и методической литературы, определяются Министерством образования);

бесплатную перевозку к месту работы  и обратно школьным автобусом по маршруту их движения в случае отсутствия автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении транспортом общего пользования, обеспечивающих прибытие педагогического работника к началу его рабочего дня к месту работы и обратно, и при наличии свободных посадочных мест в школьном автобусе.

Иные права педагогических работников устанавливаются актами законодательства, учредительными документами и иными локальными правовыми актами учреждения образования, трудовым договором.

  1. Педагогические работники обязаны:

осуществлять свою деятельность на профессиональном уровне, обеспечивающем реализацию образовательных программ, программ воспитания;

соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;

уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательного процесса;

повышать свой профессиональный уровень, проходить аттестацию;

пропагандировать здоровый образ жизни среди обучающихся;

обеспечивать соблюдение специальных условий, необходимых для получения образования лицами с особенностями психофизического развития;

проходить предварительный (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) обязательные медицинские осмотры в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством труда и социальной защиты.

Иные обязанности педагогических работников устанавливаются актами законодательства, учредительными документами и иными локальными правовыми актами учреждений образования, их трудовыми или гражданско-правовыми договорами, контрактами.

  1. Педагогические работники не вправе оказывать платные консультативные услуги по отдельным учебным предметам, модулям, учебным дисциплинам, образовательным областям, темам, в том числе помощь в подготовке к вступительным испытаниям (репетиторство), обучающимся, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

Педагогическим работникам запрещается использовать образовательный и воспитательный процессы в политических целях или для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Республики Беларусь и актам законодательства.

  1. В целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений в случае возникновения конфликта интересов педагогического работника в учреждении образования создается комиссия по разрешению конфликта интересов педагогического работника

 Решение комиссии по разрешению конфликта интересов педагогического работника является обязательным для всех участников образовательных отношений в учреждении образования.

 Решение комиссии по разрешению конфликта интересов педагогического работника может быть обжаловано в вышестоящий орган (организацию), а при отсутствии вышестоящего органа (организации) – в суд в течение одного месяца после получения копии решения комиссии.

Решение комиссии по разрешению конфликта интересов педагогического работника после обжалования в вышестоящий орган (организацию) может быть обжаловано в суд.

Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по разрешению конфликта интересов педагогического работника и их исполнения устанавливается Министерством образования.

  1. Законными представителями несовершеннолетних обучающихся являются их родители, усыновители (удочерители), опекуны, попечители.

Законные представители несовершеннолетних обучающихся представляют права и законные интересы несовершеннолетних обучающихся в общественных отношениях в сфере образования без специальных полномочий.

  1. Законные представители несовершеннолетних обучающихся в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства имеют право на:

ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительным документом, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, правилами внутреннего распорядка для обучающихся, правилами внутреннего распорядка в общежитиях, иными локальными правовыми актами, содержащими права и обязанности обучающихся, а также с учебно-программной документацией;

участие в управлении учреждением образования;

защиту прав и законных интересов обучающихся, включая обращение в комиссию по разрешению конфликта интересов педагогического работника в случае возникновения разногласий между участниками образовательных отношений;

получение информации о ходе и содержании образовательного процесса, используемых методах обучения и воспитания, результатах учебной деятельности обучающихся в порядке, определяемом руководителем учреждения образования с участием органа самоуправления, в который входят лица из числа законных представителей несовершеннолетних обучающихся;

получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) обучающихся.

 Иные права законных представителей несовершеннолетних обучающихся устанавливаются Кодексом об образовании Республики Беларусь, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными правовыми актами учреждений образования.

  1. Законные представители несовершеннолетних обучающихся обязаны:

обеспечивать условия для получения образования и развития обучающихся;

уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

обеспечивать выполнение обучающимися, законными представителями которых они являются, требований учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся.

Иные обязанности законных представителей несовершеннолетних обучающихся устанавливаются иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными правовыми актами учреждений образования.

  1. К иным работникам учреждений образования относятся работники, не являющиеся педагогическими.
  2.  Права и обязанности иных работников учреждений образования устанавливаются актами законодательства, уставами и иными локальными правовыми актами учреждений образования, заключенными с ними трудовыми договорами.

ГЛАВА 7

ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ШТАТОВ И ОПЛАТА ТРУДА РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

  1. Трудовые отношения работников в учреждении образования регулируются трудовыми договорами (контрактами), заключаемыми в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка.
  2. Штатное расписание учреждения образования утверждается директором по согласованию с управлением образования Лидского районного исполнительного комитета на основании типовых штатных нормативов, утверждаемых Министерством образования Республики Беларусь, в пределах средств, выделенных на оплату труда.
  3. Для обеспечения своей уставной деятельности учреждение образования нанимает персонал сотрудников следующих категорий:

педагогический - по согласованию с управлением образования Лидского районного исполнительного комитета;

административно-хозяйственный;

обслуживающий.

Требования к педагогическим работникам определяются квалификационными характеристиками, утвержденными в соответствующем порядке.

  1. В соответствии с трудовым законодательством Республики Беларусь директор имеет право на изменение существенных условий труда работников в связи с объективными причинами (изменение режима труда, учебной нагрузки, введение сменности, должностей и т.д.).
  2. Оплата труда работников учреждения образования осуществляется в соответствии с действующим законодательством, действующими в учреждении образования положениями о премировании, оказания материальной помощи, установлении других стимулирующих и компенсирующих выплат, установлении надбавок за характер труда и положения о порядке и условиях осуществления единовременной выплаты на оздоровление.
  3. В соответствии с законодательством персонал имеет право свободно объединяться и вступать в профессиональные союзы.

 

ГЛАВА 8

УПРАВЛЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЕМ ОБРАЗОВАНИЯ

 

  1. Управление учреждением образования осуществляется в соответствии с  Кодексом об образовании Республики Беларусь, положением о соответствующем типе и виде учреждения образования, иными актами законодательства, уставом учреждения образования и строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.
  2.  Непосредственное руководство учреждением образования осуществляет его руководитель, который назначается на должность и освобождается от должности в порядке, установленном Кодексом об образовании Республики Беларусь и иными законодательными актами.
  3. Руководитель учреждения образования в деятельности по управлению учреждением образования взаимодействует с органами самоуправления - педагогическим советом, родительским комитетом. Основным органом самоуправления в учреждении образования является педагогический совет.
  4. Педагогический совет, возглавляет руководитель учреждения образования.
  5. Деятельность педагогического совета направлена на решение задач определения приоритетных направлений развития учреждения образования, обеспечения качества образования, совершенствования образовательного процесса, профессиональной компетентности педагогических работников, здоровьесберегающей системы в учреждении образования, изучения педагогического опыта, распространения эффективной педагогической практики. Порядок создания и деятельность педагогического совета осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь.
  6. Родительские комитеты школы (групп, классов) создаются в целях укрепления связей между семьей и учреждением образования, оказания содействия администрации и педагогическому коллективу в создании условий для воспитания и обучения воспитанников, привлечения родительской общественности к активному участию в жизнедеятельности учреждения образования, соблюдения уважительного отношения к участникам образовательного процесса. Родительский комитет организует свою работу на основании Положения о родительском комитете, утвержденного Министерством образования Республики Беларусь.
  7. Положения о педагогическом совете, родительском комитете, утверждаются Министерством образовании.
  8. Органы самоуправления учреждения образования создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с актами законодательства, уставом учреждения образования.
  9. К исключительным компетенциям Учредителя относятся:

принятие решения о создании, реорганизации и ликвидации учреждения образования;

утверждение Устава учреждения образования, изменений и (или) дополнений, вносимых в Устав учреждения образования;

определение предмета, целей и задач деятельности учреждения образования;

учредитель реализует иные права и обязанности, установленные законодательством Республики Беларусь;

  1. С директором заключается контракт в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь на срок не более чем 5 лет. Должностные обязанности директора Учреждения утверждает начальник управления образования Лидского районного исполнительного комитета.
  2. Руководитель учреждения образования:

действует от имени учреждения образования без доверенности и несет ответственность за результаты своей деятельности;

издает приказы, заключает договоры, выдает доверенности, открывает счета в банках в пределах своих полномочий;

осуществляет прием и увольнение работников, утверждает их должностные (рабочие) инструкции.

осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

  1. Оплата труда директора, в том числе его поощрение за результаты работы, осуществляется в порядке, определенном законодательством.
  2. Заместитель директора по основной деятельности назначается директором по согласованию с управлением образования. В случае временного отсутствия директора заместитель директора исполняет его обязанности в установленном порядке.
  3. 129.Контроль за деятельностью органов управления самоуправления учреждения образования осуществляет управление образования.

 

ГЛАВА 9

ФИНАНСИРОВАНИЕ И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

  1. Финансирование учреждения образования, осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных источников, не запрещенных актами законодательства
  2. Финансирование осуществляется с учетом государственной программы развития системы образования, иных государственных программ, региональных комплексов мероприятий, обеспечивающих реализацию государственных программ, государственных минимальных социальных стандартов в области образования, нормативов расходов на одного обучающегося.
  3. Привлечение Учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижение нормативов и размеров ее финансирования из районного бюджета.
  4. Учреждение имеет право осуществлять приносящую доходы деятельность, в том числе оказывать физическим и юридическим лицам платные услуги, в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
  5. Оказание платных услуг в сфере образования не может осуществляться взамен или в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, ухудшать качество предоставления услуг в сфере образования, которые оказываются за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов.
  6. Денежные средства, полученные в результате осуществления хозяйственной деятельности, в том числе оказания платных услуг в сфере образования, поступают в самостоятельное распоряжение Учреждения, учитываются и расходуются по сметам, утвержденным в соответствии с законодательством.

Имущество Учреждения находится в коммунальной собственности Лидского района, передано управлению образования Лидского райисполкома на правах оперативного управления.

Имущество Учреждения составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности.

Учреждение образования распоряжается имуществом в пределах и порядке, установленных действующим законодательством Республики Беларусь.

  1. Учреждение обслуживается государственным учреждением «Лидский районный центр для обеспечения деятельности учреждений сферы образования».

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.

  1. Запрещается устанавливать Учреждению нормативы по осуществлению приносящей доходы деятельности.

ГЛАВА 10

ДОКУМЕНТАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОРЯДОК ОТЧЕТНОСТИ

 

  1. Учреждение образования ведет в установленном порядке делопроизводство, архив, представляет сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами, в соответствующие органы государственного управления.Должностные лица несут установленную законодательством Республики Беларусь ответственность за искажение государственной отчетности. 
  2. Государственная, статистическая, бухгалтерская и другие формы отчетности предоставляются учреждением образования по месту своего нахождения в установленном законодательством порядке согласно установленным формам в соответствующие сроки.
  3. Контроль за деятельностью учреждения образования осуществляется Учредителем и уполномоченными государственными органами.

Ревизия (проверка) финансово-хозяйственной деятельности учреждения образования проводится государственными контролирующими органами, уполномоченными в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь осуществлять ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц.

Государственные органы, уполномоченные осуществлять контроль за обеспечением качества образования, осуществляют деятельность по проверке соответствия образования образовательному стандарту, учебно-программной документации образовательных программ, образовательной деятельности требованиям законодательства.

  1. Учреждение образования осуществляет самоконтроль за обеспечением качества образования (комплексный анализ образовательной деятельности, включающий самопроверку, самооценку образовательной деятельности). Порядок и периодичность проведения самоконтроля за обеспечением качества образования определяется руководителем учреждения образования.

ГЛАВА 11

МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

  1. Учреждение образования может осуществлять международное сотрудничество в соответствии с актами законодательства на основе международных соглашений и договоров в области образования.
  2. Учреждение образования вправе по согласованию с Учредителем:

участвовать в международной деятельности по линии Министерства образования Республики Беларусь, других министерств, устанавливать прямые связи с органами управления образования и общеобразовательными учреждениями, фондами зарубежных стран;

участвовать в международном сотрудничестве по проблемам образования, повышения квалификации педагогического мастерства, практической подготовки педагогических кадров;

заключать соглашения с зарубежными учреждениями образования по обмену педагогами, проведению совместных мероприятий, стажировки и практики педагогов;

направлять педагогов для участия в международных   выставках, конкурсах, соревнованиях и других мероприятиях, используя для этого средства из внебюджетных источников.

 

ГЛАВА 12

РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

  1. Реорганизация и ликвидация учреждения образования осуществляются в порядке, установленном статьей 20 Кодекса Республики Беларусь об образовании и иными актами законодательства.
  2. Решения о реорганизации и ликвидации государственных учреждений специального образования принимаются их учредителями на основании оценки последствий принятия таких решений с учетом количества лиц с особенностями психофизического развития, получающих специальное образование на территории соответствующей административно-территориальной единицы, и количества государственных учреждений образования, реализующих образовательные программы специального образования, и учреждений образования, имеющих условия для реализации образовательных программ специального образования.

В случае упразднения структурного подразделения, прекращения деятельности обособленного подразделения, реорганизации учреждения образования при отсутствии возможности продолжить образовательные отношения, ликвидации учреждения образования, аннулирования, прекращения действия специального разрешения (лицензии) на образовательную деятельность учреждения образования (по его обособленным подразделениям, в отношении одной или нескольких работ и (или) услуг, составляющих образовательную деятельность) учредитель или уполномоченный им орган принимают меры по переводу обучающихся с их согласия, согласия законных представителей несовершеннолетних обучающихся в другие учреждения образования, реализующие соответствующие образовательные программы, в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь

  1. Изменения и дополнения в Устав учреждения осуществляются в порядке, установленном актами законодательства Республики Беларусь.
  2. По вопросам, не предусмотренным настоящим Уставом, учреждение руководствуется действующим законодательством Республики Беларусь.

ГЛАВА 13

ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И (ИЛИ) ДОПОЛНЕНИЙ В УСТАВ

  1. Изменения и (или) дополнения в Устав вносятся в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством Республики Беларусь и Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования.
  2. Изменения и (или) дополнения, вносимые в Устав Учреждения образования, считаются зарегистрированными с даты проставления штампа на таких изменениях и (или) дополнениях и внесения записи об их государственной регистрации в Единый государственный регистр юридических лиц.

 

свернуть