Консультация для учителя начальных классов «Организация и проведение уроков в классе интегрированного обучения и воспитания»
Консультация
для учителя начальных классов
«Организация и проведение уроков в классе интегрированного обучения и воспитания»
Апрель 2023
Структура урока
Организационный этап (словесный) он общий для всех детей класса.
Проверка домашнего задания (словесный – беседа), практический – работа с учебником, по карточкам): Фронтальный опрос. Проверка и взаимопроверка. Индивидуальная проверка.
Повторение изученного материала (словесный – беседа, практический – работа с учебником, по карточкам).
Подготовка к восприятию нового материала (словесный).Беседа по вопросам, соответствующим уровню развития детей, обучающихся по данной программе.
Изучение нового материала (словесный – беседа, практический – работа с учебником, по карточкам).
Объяснение нового материала (обязательно с опорой на наглядность и работой над алгоритмом выполнения задания).
Закрепление изученного (словесный – беседа, практический – работа с учебником, по карточкам). Проверка. Работа над усвоением нового материала (работа по алгоритму).
Итог урока (словесный – беседа) общий для всех детей класса. Инструктаж по выполнению домашнего задания. Уровень домашнего задания для детей с нормальным развитием, для детей с особенностями в развитии.
Рекомендации для поддержки детей с особенностями психофизического развития:
- Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям.
- Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.
- Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.
- Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха.
Рекомендуемые приемы:
Снятие страха - «Ничего страшного...»
Скрытая инструкция - «Ты же помнишь, что...»
Авансирование - «У тебя получится...», «Ты сможешь...» Говорите это искренне и уверенно.
Усиление мотива - «Нам это нужно для...» («Будешь лучше читать, сможешь найти в книге ответы на свои вопросы»)
Педагогическое внушение - «Приступай же...
Высокая оценка детали - «Вот эта часть у тебя получилась замечательно...» («Сегодня ты хорошо рассказал о..., отвечал на вопросы и т.д.»)
- Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность.
Рекомендуемые приемы:
Отмечайте достижения ребенка, а не неудачи.
Делайте ошибки нормальным и нужным явлением.
Формируйте веру в успех.
Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах (на прошлом занятии, уроке ты смог сделать..., сможешь и сейчас).
Дайте, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.
- В основе обучения у детей с особенностями в развитии лежит дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении.
Дифференциация в современном понимании – это учет индивидуальных особенностей детей в той форме, когда дети группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения.
Дифференцированный подход к детям во время занятий осуществляется за счет:
дозирования индивидуальной образовательной нагрузки как по интенсивности, так и по сложности материала;
индивидуальной помощи в виде стимуляции к действию, дополнительного пояснения и др.;
введения специальных видов помощи, а именно:
- зрительных опор на этапе программирования и выполнения задания;
- речевого регулирования на этапах планирования и выполнения задания (сначала педагог задает программу деятельности и комментирует действия ребенка; затем ребенок сам сопровождает свою деятельность речью; на следующих этапах дает словесный отчет о ней; на завершающих этапах учится сам самостоятельно планировать свои действия и действия других детей);
- совместного с педагогом сличения образца и результата собственной деятельности, подведения итога выполнения задания и его оценки;
- введение элементов программированного обучения и т.д.
Индивидуальный подход в обучении:
- проведение занятий в непринуждённой форме с установкой на успех каждого ученика;
- учёт психофизических, личностных особенностей;
- опора на индивидуальные возможности и зону ближайшего развития;
- организация деятельности ребенка в зоне «ближайшего развития», т. е. область потенциальных возможностей ребенка. Развитие происходит только в проблемной ситуации!!!
- смена видов деятельности каждые 15–20 минут с целью предупреждения утомления и охранительного торможения;
- соблюдение принципа «от простого к сложному»;
- переход к следующему изучению материала только после усвоения предыдущего;
- поощрение малейших успехов детей, тактичная помощь, развитие веры в собственные силы и возможности;
- снижение объёма и скорости выполнения письменных заданий по всем предметам и контрольных работ по русскому языку;
- освобождение обучающихся от контроля по выполнению норм техники чтения.
При выполнении заданий тоже следует подходить индивидуально:
- поэтапное разъяснение инструкции;
- выделение ключевых слов;
- листы с упражнениями, требующие минимального заполнения;
- краткое содержание параграфа;
- заранее предоставить список вопросов, на которые впоследствии надо будет ответить.
- При организации обучения ребенка с ОПФР учитывать следующее: выбор места в классе;
заранее предупреждать о предстоящем окончании выполнения задания; предоставление дополнительного времени; специализированные учебники; оценки понимания задания.
- В начале урока вызвать на разговор, установить контакт с учеником, проводить повторение материала перед опросом;
- Дробить вопрос на более мелкие, если возникает затруднение с ответом;
- Обязательно работать с дневником обучающегося, выставлять отметки, делать записи об успехах;
- К подаче материала подходить очень обдуманно и не требовать от обучающегося того, что он не может сделать, учитывать материальное положение ученика, психологическое состояние на конкретный момент.
- Выбор оптимальных способов и сроков представления результатов:альтернативного ответа;
помощь в заполнении оценочных бланков;
предоставление неограниченного времени;
возможность выполнения работы дома.
- Качественный подход при оценивании результатов предусмаривает: индивидуальную шкалу оценок; ежедневное оценивание;
меньшего количества заданий для получения оценки; внимание на понимание прочитанного;
оценивать правописание отдельно от содержания работы.
ГЛАВНЫЕ требования к уроку с детьми с особенностями:
- Воздействие на все органы чувств.
- Разнообразные виды деятельности.
- Обращение к опыту ребенка.
- Комфортные условия на уроке.
- Ребенок должен испытывать успех в преодолении трудностей.
- Содружество учителя и учащихся.
- Предъявление заданий малыми дозами.
- Игра.
- Формирование чувства самодостаточности, уважение к личности (можно осудить поступок, но не личность).
Методические приемы:
- Поэтапное разъяснение заданий.
- Последовательное выполнение заданий.
- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
- Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
- Близость к учащимся во время объяснения задания.
- Перемена видов деятельности
- Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.
- Чередование занятий и динамических/физкультурных пауз.
- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
- Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.
- Работа на компьютерном тренажере.
- Использование карточек с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
- Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.
- Дополнение печатных материалов видеоматериалами.
- Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.
КОГДА РАБОТАЮТ дети с особенностями:
Когда знания, умения и навыки понадобятся на практике;
Когда они кого-то сами смогут научить.