РУС БЕЛ ENG

Консультации для воспитателей

«Роль загадки в развитии дошкольника»

Консультации для воспитателей

«Роль загадки в развитии дошкольника»

     Методологическими основами теории развития речи дошкольников и общетеоретическими вопросами занимались ученые К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский и др. В своих работах, они поднимали проблему развития познавательного интереса дошкольника к получению новых знаний, искали пути не простой передачи ребенку уже готовых знаний, а создание таких ситуаций, методов и приемов, которые помогут ребенку самостоятельно добывать знания,  открывать новое в уже знакомом и получать радость от своей исследовательской деятельности.      Одним из  средств, всестороннего развития ребенка, можно назвать обыкновенные загадки. К.Д. Ушинский писал, что загадка доставляет уму ребенка полезное упражнение, а для воспитателя дает возможность сделать занятие занимательным, интересным, а что может быть интереснее, чем самому найти ответ-отгадку или придумать новую, свою собственную?      Загадки учат детей умению наблюдать, подмечая что-то особенное, умению увидеть сущность предмета, его назначение. Загадка всегда заключает в себе вопрос, требующий мыслительной деятельности, сосредоточенности, работы воображения и конечно дает ребенку новые знания об окружающем мире. Это знания о новых предметах,  о природе и ее явлениях, о животных и их повадках, об отношениях между людьми. Загадки в концентрированной, символической форме, доступной детям, отражают детский опыт познания действительности.       В дошкольном возрасте усвоение родного языка, заключающееся в усвоении его морфологической системы, связанное с активностью ребенка по отношению к языку, выражающееся  в многообразных словообразовани- ях и словоизменениях, совершаемых ребенком по аналогии. К.И. Чуковский подчеркивал, что именно период от двух до пяти лет ребенок обладает необычайным чутьем языка, что ведет за собой активное его усвоение.      Отгадывание и придумывание загадок  оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа, употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, различных определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.      Загадка, возбуждая мыслительную активность ребенка, всегда ставит его на путь решения определенной проблемы.  Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Загадка учит четко выделять наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления,  ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей поэтический взгляд на действительность.      Учёная Ю.Г. Илларионова считает, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков  доказательной и описательной речи. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь – доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур.      Чтобы вызвать у детей интерес и потребность в доказательстве, Ю.Г. Илларионова рекомендует при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна. Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений. Заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными. Систематическая работа по развитию у детей навыков   доказательной речи при объяснении загадок, развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки. Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций. В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на ее построение. Рекомендуется иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картинки.

Загадка  - это малый жанр фольклора. Знакомство ребенка с произведениями художественной литературы начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен,  загадок, сказок и т.д.    Развитием речи дошкольников малыми фольклорными жанрами занимались ученые Ю.Г. Илларионова, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, А.Я. Мацкевич и др. В своих работах они не обошли стороной загадку, с которой ребенок встречается в раннем детстве. Известный фольклорист В.И. Чичерова дала определение загадке, «загадка – это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса ».      Загадка один из любимых жанров народного творчества детей всего мира.  Особенно детей привлекает в загадках,  своеобразная художественная форма загадки, ее веселый нрав, возможность пофантазировать, самому придумать ответ. Загадка это всегда своего рода игра - тестирование.  Часто в русских сказках можно встретить три загадки – отгадаешь и царевну в жены, полцарства, а не отгадаешь – не сносить головы. Отгадать загадку, значит найти решение, произвести сложную мыслительную операцию, которая посильна только смекалистому главному герою. Смекалка – это умение решить поставленную задачу, основанное на анализе и синтезе, плюс знания об окружающей действительности. Загадка заставляет ребенка выстраивать логическую цепочку рассуждений, то есть играючи учит решению логических задач и знакомит с родным языком.      Логические загадки могут быть построены различными способами. Чаще они строятся на перечислении признаков предметов или явлений:

Крылатый, горластый - красные ласты. Могут быть указаны последовательные действия предмета: Скачет зверушка - не рот, а ловушка. Попадут в ловушку и  комар и мушка. Такое перечисление создает картину видимости предмета.

Иногда характеристика предмета дается кратко, с одной, двух сторон и, отгадав ее по одному или двум признакам, ребенок должен восстановить целостный образ:  Заворчал живой замок, лег у двери поперек.

Есть загадки, построенные на основе отрицательного сравнения, их разгадка – от противоположного: С ножками, но не хожу, со спинкой, но не лежу, садитесь вы – я не сижу.

Самый обширный вид загадок – загадки-метафоры. Композиционное построение может строиться на вариациях простых и вопросительных предложений. Иногда загадка представлена в форме диалога или монолога, но может состоять и из одного вопросительного предложения: Что можно увидеть с закрытыми глазами?

Часто встречаются загадки с несколькими повествовательными предложениями и одним вопросительным: Что за зверь: живет всех выше, не рычит, не кусается, ни на кого не бросается?

В загадке сочетаются различные изобразительные средства. Загадки могут строиться как ритмически организованная, рифмующая речь: Стоит столбом, горит огнем, ни жару, ни пару, ни углей.

Иногда в загадках наблюдается единая ритмическая организация: Иду, иду. Конца не найду.

Изменение ритма в загадках несет на себе изобразительно-выразитель- ная форма, в результате чего загадка отличается необыкновенной живостью восприятия.      Литературные загадки имеют вид четверостишия, по правилам стихотворения:  Надо мною, над тобою                              Пролетел мешок с водою,                              Наскочил на дальний лес,                              Прохудился и исчез.

Рифма в загадках может играть и дополнительную роль, помогая быстрее найти разгадку: Среди жирных голубей прыгал тощий …

Я сегодня утром рано умывался из-под …

       Также большое значение для отгадывания загадок имеет многообразная звукопись. Создание звуковой картины, вырисовывает образ, создает рисунок слова – слушай внимательно и отгадка сама возникнет из звуков: Он упрямый и пузатый. Больно бьют его ребята. Отчего беднягу бьют – оттого, что он надут.

Звукопись имеет место, когда с каким-либо словом рифмуется отгадка: Какой это мастер на стекла нанес и листья, и травы, и  заросли роз?

   Композиционные и языковые особенности загадки делают ее выразитель-  ной, а логическую задачу – занимательной, т.е. можно сделать вывод, что загадка – это логическая задача, предложенная в художественной форме. Систематическая работа по загадкам дает возможность детям понимать выражения народной мудрости и делать логические выводы.

При  отборе воспитателем  загадок для работы с детьми необходимо определить доступность их содержания, учесть психологические особенности  возраста, опыт ребенка. Большое значение имеет сложность образа  выбранной загадки, точность и полнота характеристики.      Учеными было установлено, что младшим дошкольникам значительно труднее отгадывать метафорические загадки, чем описательные. Для младшего возраста должны быть подобраны загадки основанные на жизненном опыте детей. Лаконизм и яркость характеристики, точность языка и конкретность образа – вот основные критерии при отборе загадок для малышей: Что за обедом всего нужнее?

Для младших дошкольников интересны загадки – продолжения с подробным описанием предмета, которые для старшего возраста слишком просты: Сама я ледяная. Моя юбка – кружевная. Я кружусь как балеринка. Угадали? Я …

В огороде пусто, если нет … Хороши для дошкольников и загадки про зверей с ярко выраженными  и хорошо известными детям признаками: Косой бес поскакал в лес.

Детям старшего дошкольного возраста, учитывая достаточный жизненный опыт, развитую наблюдательность, способность к рассуждению необходимо предлагать ребенку загадки, требующие глубокого мыслительного процесса и применения своих знаний: загадки о явлениях природы, о необыкновенных свойствах, которые мы не замечаем в обыденной жизни, но для детей это целое открытие: Есть невидимка: в дом не просится, а прежде людей бежит, торопится.

   Для старших дошкольников хороши загадки с несколькими правильными ответами, где в дискуссии может развиваться доказательная речь: Брат с братом сидит всю жизнь рядом, видят белый свет, а друг - друга нет.

  Загадка для старших детей может быть использована как часть занятия и   

как целое занятие.

В работе с загадками не столько важно как быстро ее дети отгадают, главное – заинтересовать детей, вовлечь их  в процесс сравнения, сопоставления, обсуждения и поиска отгадки. Расспросы, споры, предположения – это и есть развитие речи, творческого воображения, образного мышления.

Обучение детей отгадыванию загадок требует большого терпения и подготовительной работы. Обучение  отгадывать загадки начинается не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в разнообразных связях и зависимостях, в красках, звуках движении и изменении.    Развитие всех психических процессов дошкольника является основой при отгадывании загадки, а предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, является главным условием, обеспечивающим понимание и правильное отгадывание загадки.     Необходимы также знания, для этого организовывать наблюдения детей за повадками животных, за трудом взрослых, за изменениями природы, за обыденной жизнью. Большое значение для закрепления полученного опыта играют дидактические игры и игровые занятия.      Каждое действие, признак предмета, предмет и любое явление имеют языковое обозначение. Для их освоения необходимо побуждение ребенка к высказываниям – на прогулке, в группе, дома. Нужно соблюдать последовательность мыслительных действий, которые совершаются при отгадывании: выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т.е. произвести анализ; сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные между ними связи, т.е. произвести синтез; на основе соотнесенных признаков и выявленных связей сделать вывод, т.е. отгадать загадку. Воспитателю также необходимо знать основные ошибки детей при отгадывании загадок.

  • Дети торопятся с ответом, не дослушивают до конца, не запоминают всех подробностей.
  • Дети выделяют сразу несколько второстепенных объектов, но пропускают главный признак.
  • Дети осознанно пропускают один из названных в загадке признаков, заменяя его своим, и как бы подстраиваются под отгадку, искажая ее.

Поэтому порядок выполнения мыслительных операций, при работе с загадкой, необходимо соблюдать в строгой последовательности:

  • установить,  в общем виде, что нужно искать;
  • установить, где нужно искать;
  • выявить все оставшиеся признаки;
  • выдвинуть предположение-отгадку;
  • объединить установленные признаки;
  • сделать итоговый вывод.

Для развития детей при отгадывании загадок необходимо приучать детей не просто отгадывать загадку, но обязательно доказывать, что отгадка правильна.      Загадывая детям загадки, лучше придерживаться тематического плана, повторять загадки   по несколько раз, чтобы дети их лучше запоминали и выделили признаки. Если ребенок пропускал в своем доказательстве какой-либо признак или связь, можно задавать вопросы дискуссионного характера, раскрывающие односторонность его отгадки.

Если ребенок доказывает, опираясь на один признак: "Это белка, потому что живет в дупле". Мы показываем несостоятельность доказательства: "Разве только белки живут в дупле? Ведь в дупле еще живут и птицы и пчелы". Тогда ребенок обращал внимание и на другие признаки (хвост пушистою дугой, острозубый, темноглазый), что делает ответ более доказательным. Рекомендуют предлагать разные загадки об одном и том же предмете, явлении. Это активизирует словарь детей, показывает, как они понимают переносный смысл слов, образных выражений, какими способами доказывают, подтверждают отгадку. Для отгадывания загадок с отрицательными сравнениями ребенок должен уметь выделять группу признаков у загаданного предмета или явления. ("Жидко, а не вода, бело, а не снег", будет иметь вид: жидко, бело; не вода, не снег).      Сознательное отношение детей к отгадыванию загадок, к подбору доказательств развивает самостоятельность и оригинальность мышления.    Для развития у детей навыков описательной речи Ю.Г. Илларионова предлагает проводить анализ языка загадки. (Что в ней понравилось и запомнилось? Что в ней непонятно и трудно? Похож ли предмет в загадке? Какие слова передают движения, звуки, запахи, цвет? Как понимают дети выражение, оборот, с чем сравнивается предмет). Подобные вопросы развивают у детей чуткость к языку, помогают замечать выразительные средства в загадках, развивают речь ребенка. Важно, чтобы дети не только запоминали образные выражения загадки, но и сами создавали словесный образ предметов, то есть пытались находить и свои варианты описаний. Таким образом, анализ загадки помогает не только лучше понимать и быстрее отгадывать ее, но и приучает детей внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запомнить их, употреблять в своей речи и самим создавать точный, яркий образ.    Рекомендуют использовать загадки как средство проверки и закрепления знаний в занимательной форме. Их уместно применять во время детской деятельности (процесс умывания, собираясь на прогулку).     Методисты предлагают использовать загадки в начале и в процессе деятельности, и в ее завершении. Загадка может служить и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета.

Учитывая, что мышление дошкольника наглядно-образное, особое место в работе с детьми играет наглядный материал: плакаты, фото, предметы, игрушки, натуральные материалы. С их помощью воспитатель решает проблему обогащения ребенка знаниями об окружающей действительности, дает сенсорное развитие и поднимает эмоциональный настрой занятия. Увиденная отгадка лучше запомнится ребенку в ее подробностях, выискивая признаки, по которым он узнал предмет.