РУС БЕЛ ENG

ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

1

Проверка знаний должна вестись в соответствии с программой, ее рубрикой "Требования к знаниям и умением учащихся". Программа определяет максимум и минимум знаний. В ней указаны объекты проверки, тот учебный материал, который должен быть усвоен школьниками.

2

Алгоритм организации проверки - Учитель отбирает материал для проверки в соответствии с программой, разрабатывает систему вопросов и заданий, подбирает необходимые пособия и средства обучения, заблаговременно планирует, знания и умения каких учащихся будут проверены, определяет методы и формы проверки.

3

Объективная и систематическая оценка стимулирует работу учащихся, развитие их познавательных интересов, содействует регулярному выполнению работ.

4

При учете знаний любой труд школьника должен быть оценен.

Проверку знаний необходимо проводить постоянно, по всем темам программы,  охватывая при этом значительное число учащихся или весь класс в целом.

5

Оценки выставляются за:

  • устные ответы при индивидуальной проверке,
  • за выполнение практической работы,
  • при фронтальной устной проверке за совокупность ответов,
  • за исправления, дополнения ответов другими учащимися,
  • за ответы в процессе беседы при изучении и закреплении нового материала.

6

Что проверять?

  • Устанавливается, весь ли программный материал усвоен, всеми ли указанными в программе практическими умениями и навыками владеет.
  • Проверяется объем, качество знаний, прочность, систематичность, глубина и действенность знаний, оценивается форма их выражения.
  • При выполнении письменных работ проверяется не только качество ответа, но и грамотность написания

7

Учитель обязан объявлять оценку отвечающему и всему классу,   указывать, почему поставлена та или иная оценка.

8

Оценка обязательно комментируется.   При оценке учитель должен кратко отметить, в чем положительные и отрицательные стороны ответа, указать, на что надо обратить внимание

9

Учитель обязан заранее объяснять критерии оценок, чтобы ученики знали, при каких условиях ставится та или иная оценка.

10

При анализе ответа учитель определяет:

  • все ли изложил ученик,
  • сколько ошибок было, какие это были ошибки,
  • какие были сделаны неточности,
  • правильно ли понят учебный материал,
  • знает ли ученик определение понятий,
  • умеет ли объяснять связи и зависимости,
  • дословно пересказывает материал или переосмыслил его,
  • умеет ли выделять главное,
  • оперировать знаниями, применять их для объяснения новых фактов, событий,
  • логично, последовательно излагать материал.
  • насколько связно, кратко и уверенно учащийся излагает материал,
  • нуждается ли ученик в наводящих вопросах, подсказках.
  • умеет ли выполнять действия,   сознавать систему действий, устно перечислять порядок действий,   практически пользоваться им

11

Выставление отметок в дневник - обязанность учителя.

12

Недопустимо снижение оценки  и   выставление   неудовлетворительной  оценки с целью наказания учащегося за нарушение дисциплины, забытые учебники, тетради, спортивную форму

13

Проверка имеет  обучающее значение. Знания не только воспроизводятся и повторяются, но и закрепляются, систематизируются, совершенствуются и углубляются.

14

Обучающие, контрольные, диагностические задания должны прежде всего учить ребят думать, анализировать, применять теорети­ческие знания на практике, а не просто воспроизводить материал.

15

Проверка имеет  обучающее значение - обучение школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля,  формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле

16

Систематически проводите количест­венный и качественный анализ контрольных и обучающих работ  

17

 Помните, что грамотно организованная (систематическая) обратная связь даст вам возможность понять, какие знания и в каком объёме усвоены, работали ли ученики са­мостоятельно над усвоением материала, готовы ли они к восприятию нового материа­ла.

18

Проверяйте рабочие тетради, обращайте внимание на культуру письмен­ной речи, на качество выполненной работы на уроке, дома. Соотносите отметку за за­дание в рабочей тетради с регламентируемым "Инструкцией о правилах формирования культуры устной и письменной речи" объёмом работы.

19

Прогнозируйте свою контрольно-оценочную деятельность на уроке.    

20

Не забывайте о стиму­лирующей функции 10-балльной системы, старайтесь  отметить нестан­дартные способы решения, положительные достижения ребят.

21

 Продумывайте формы опроса заранее, в зависимости от уровня подготовленности учеников в классе.

22

Важно   поурочное оценивание! Непроверенные или непродуманные задания во время урока приводят к плохо выполненным контрольным работам, приводит к необъективным отметкам за четверть, год.   

23

При подготовке к уроку учителю необходимо тщательно продумать дидактическое обеспечение:дифференцированные задания всех 5-ти уровней, предупреждение ти­пичных ошибок, коррекционные задания по итогам предыдущей "обратной связи".

24

Ваши ученики "выиграют", если контрольная работа по теме будет составлена Вами к первому уроку по теме: совместная работа будет адресной, бьющей в цель. Значит, ученики с высокой мотивацией справятся с ней лучше.

25

Ожидание опроса и сам опрос - ситуация повышенной тревожности для учеников. Не усугубляйте её необдуманными замечаниями, неуместными шутками.

26

Чётко поставьте вопрос, сформулируйте задание. Ребятам что-то может быть непо­нятным в Ваших заданиях, прокомментируйте их. Недопустимо это только во время контрольных работ.

27

Учите ребят быть воспитанными слушателями, признавать право человека на ошиб­ку. Отвечающий ждёт от Вас понимания и поддержки.

28

Ребятам нужно время на обдумывание дополнительных вопросов. Последние могут даже привести отвечающих в замешательство.

29

Деятельность учащихся, не занятых при опросе, должна быть продумана (запись в тетрадь кратких выводов по заготовленным шаблонам, решение опережающего зада­ния и т.п.), иначе это потерянное время для класса.