РУС БЕЛ ENG

Консультация для учителя начальных классов «Организация и проведение уроков в классе интегрированного обучения и воспитания»

Консультация

для учителя начальных классов 

«Организация и проведение уроков в классе интегрированного обучения и воспитания» 

Апрель 2023

 Структура урока

Организационный этап (словесный) он общий для всех детей класса.

Проверка домашнего задания (словесный – беседа), практический – работа с учебником, по карточкам): Фронтальный опрос. Проверка и взаимопроверка. Индивидуальная проверка.

Повторение изученного материала (словесный – беседа, практический – работа с учебником, по карточкам).

Подготовка к восприятию нового материала (словесный).Беседа по вопросам, соответствующим уровню развития детей, обучающихся по данной программе.

Изучение нового материала (словесный – беседа, практический – работа с учебником, по карточкам).

Объяснение нового материала (обязательно с опорой на наглядность и работой над алгоритмом выполнения задания).

Закрепление изученного (словесный – беседа, практический – работа с учебником, по карточкам). Проверка. Работа над усвоением нового материала (работа по алгоритму).

Итог урока (словесный – беседа) общий для всех детей класса. Инструктаж по выполнению домашнего задания. Уровень домашнего задания для детей с нормальным развитием, для детей с особенностями в развитии.

Рекомендации для поддержки детей с особенностями психофизического развития:

  1. Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям.
  2. Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.
  3. Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.
  4. Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха.

     Рекомендуемые приемы:

Снятие страха - «Ничего страшного...»

Скрытая инструкция - «Ты же помнишь, что...»

Авансирование - «У тебя получится...», «Ты сможешь...» Говорите это искренне и уверенно.

Усиление мотива - «Нам это нужно для...» («Будешь лучше читать, сможешь найти в книге ответы на свои вопросы»)

Педагогическое внушение - «Приступай же...

Высокая оценка детали - «Вот эта часть у тебя получилась замечательно...» («Сегодня ты хорошо рассказал о..., отвечал на вопросы и т.д.»)

  1. Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность.

Рекомендуемые приемы:

Отмечайте достижения ребенка, а не неудачи.

Делайте ошибки нормальным и нужным явлением.

Формируйте веру в успех.

Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах (на прошлом занятии, уроке ты смог сделать..., сможешь и сейчас).

Дайте, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.

  1. В основе обучения у детей с особенностями в развитии лежит дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении.

   Дифференциация в современном понимании – это учет индивидуальных особенностей детей в той форме, когда дети группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения.

   Дифференцированный подход к детям во время занятий осуществляется за счет:

дозирования индивидуальной образовательной нагрузки как по интенсивности, так и по сложности материала;

индивидуальной помощи в виде стимуляции к действию, дополнительного пояснения и др.;

введения специальных видов помощи, а именно:

- зрительных опор на этапе программирования и выполнения задания;

- речевого регулирования на этапах планирования и выполнения задания (сначала педагог задает программу деятельности и комментирует действия ребенка; затем ребенок сам сопровождает свою деятельность речью; на следующих этапах дает словесный отчет о ней; на завершающих этапах учится сам самостоятельно планировать свои действия и действия других детей);

- совместного с педагогом сличения образца и результата собственной деятельности, подведения итога выполнения задания и его оценки;

- введение элементов программированного обучения и т.д.

   Индивидуальный подход в обучении:

- проведение занятий в непринуждённой форме с установкой на успех каждого ученика;

- учёт психофизических, личностных особенностей;

- опора на индивидуальные возможности и зону ближайшего развития;

- организация деятельности ребенка в зоне «ближайшего развития», т. е. область потенциальных возможностей ребенка. Развитие происходит только в проблемной ситуации!!!

- смена видов деятельности каждые 15–20 минут с целью предупреждения утомления и охранительного торможения;

- соблюдение принципа «от простого к сложному»;

- переход к следующему изучению материала только после усвоения предыдущего;

- поощрение малейших успехов детей, тактичная помощь, развитие веры в собственные силы и возможности;

- снижение объёма и скорости выполнения письменных заданий по всем предметам и контрольных работ по русскому языку;

- освобождение обучающихся от контроля по выполнению норм техники чтения.

   При выполнении заданий тоже следует подходить индивидуально:

- поэтапное разъяснение инструкции;

- выделение ключевых слов;

- листы с упражнениями, требующие минимального заполнения;

- краткое содержание параграфа;

- заранее предоставить список вопросов, на которые впоследствии надо будет ответить.

  1. При организации обучения ребенка с ОПФР учитывать следующее: выбор места в классе;

заранее предупреждать о предстоящем окончании выполнения задания; предоставление дополнительного времени; специализированные учебники; оценки понимания задания.

  1. В начале урока вызвать на разговор, установить контакт с учеником, проводить повторение материала перед опросом;
  2. Дробить вопрос на более мелкие, если возникает затруднение с ответом;
  3. Обязательно работать с дневником обучающегося, выставлять отметки, делать записи об успехах;
  4. К подаче материала подходить очень обдуманно и не требовать от обучающегося того, что он не может сделать, учитывать материальное положение ученика, психологическое состояние на конкретный момент.
  5. Выбор оптимальных способов и сроков представления результатов:альтернативного ответа;

помощь в заполнении оценочных бланков;

предоставление неограниченного времени;

возможность выполнения работы дома.

  1. Качественный подход при оценивании результатов предусмаривает: индивидуальную шкалу оценок; ежедневное оценивание;

меньшего количества заданий для получения оценки; внимание на понимание прочитанного;

оценивать правописание отдельно от содержания работы.

      ГЛАВНЫЕ требования к уроку с детьми с особенностями:

  1. Воздействие на все органы чувств.
  2. Разнообразные виды деятельности.
  3. Обращение к опыту ребенка.
  4. Комфортные условия на уроке.
  5. Ребенок должен испытывать успех в преодолении трудностей.
  6. Содружество учителя и учащихся.
  7. Предъявление заданий малыми дозами.
  8. Игра.
  9. Формирование чувства самодостаточности, уважение к личности (можно осудить поступок, но не личность).

Методические приемы:

- Поэтапное разъяснение заданий.

- Последовательное выполнение заданий.

- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.

- Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.

- Близость к учащимся во время объяснения задания.

- Перемена видов деятельности

- Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.

- Чередование занятий и динамических/физкультурных пауз.

- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.

- Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.

- Работа на компьютерном тренажере.

- Использование карточек с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.

- Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.

- Дополнение печатных материалов видеоматериалами.

- Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.

    КОГДА РАБОТАЮТ дети с особенностями:

Когда знания, умения и навыки понадобятся на практике;

Когда они кого-то сами смогут научить.