РУС БЕЛ ENG

Развитие фонематического слуха у детей

 

 Консультация для родителей

Развитие фонематического слуха у детей

 Основной причиной ошибок является нарушение фонематического слуха, т.е. неумения различать и выделять речевые звуки. Поэтому, важно развивать у ребенка фонематический слух!

Прежде выясните, как малыш воспринимает и различает звуки. Помогут  задания: 1. Предложите повторить за вами слоги: са-ша, ша-са, са-ца, ач-ащ, ра-ла, ша-жа. Различение слогов проверяется : предложите ему, услышав заданный слог, выполнить какое-либо действие(среди слогов са, ца, ча, называют слог  ша, ребенок хлопает в ладоши). 2.  Различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу.

Предложите ему выбрать нужную картинку среди: жук-сук, дом-сом, миска-мышка, коза-коса, лужа-лыжа.

Объяснить значение слов: «Что такое лужа и что такое лыжа?».

  1. 3. Прием позволит выявить степень развития внимания и слуховой памяти.

Предложите ребенку повторять  слоги: та-да-та, ка-га-га, па-ба-ба, ма-на-ма.

Повторять слова: Маша-Даша-каша; тень-день; день-пень; лак- мак- рак; жук-лук-

сук-тук.

Затруднения при выполнении заданий указывают на снижение фонематического слуха.

Игры и упражнения  для работы.

Предложите малышу послушать звуки  за окном: «Закрой глаза и прислушайся! Что

 шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто смеется?».

Игра «Солнце или дождик?»

Сегодня мы пойдем гулять. Дождика нет. Погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы. Ты гуляй, а я буду звенеть бубном. Будем весело гулять под эти звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен. А ты, услышав стук, должен бежать под зонтик. Слушай внимательно!

        Игра «Большой или маленький»       Посадите на стол двух игрушечных зайцев (мишек, кукол)- большого и маленького. Объясните и покажите, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил, - громко, а маленький – тихо. Затем закройте игрушки ширмой и за ней производите то громкие, то тихие удары в барабан. Малыш должен узнать и показать, который из зайцев только что играл.

   На втором этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи.

Игра «Далеко - близко» направлена на развитие качеств голоса: силы, высоты.

Взрослый показывает ребенку игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (это громко), и как – когда далеко (это тихо). Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а малыш отгадывает, близко или далеко мяукает котенок. Затем малыш сам мяукает по сигналу взрослого: «далеко»  

мяукает по сигналу взрослого: «далеко» - «близко».

Дальнейшее усложнение игры состоит в том,  что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа от страха. Ребенок  должен мяукнуть, изображая страх. Можно играть, различая, где гудит пароход (у-у-у) - далеко - (тихо) или близко- (громко); какая дудочка играет – большая («у-у-у» произносит низким голосом) или маленькая («у-у-у» произносит высоким голосом); кто плачет – мальчик («а-а-а» низким голосом) или девочка («а-а-а» высоким голосом).

  Игра «Угадай, как надо делать» (на выпол-

нение движений в соответствующем темпе) Взрослый произносит в разном темпе фразу: «Мелет мельница зерно». Дети, подражая работе мельницы, должны делать круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит взрослый. Другие фразы: («Наши ноги ходили по дороге») или стихи:

Капля раз, капля два, Капля медленно сперва  – Кап, кап, кап, кап. ( медленные хлопки) Стали капли поспевать. Капля каплю догонять –  Кап, кап, кап, кап (хлопки чаще). Зонтик поскорей раскроем, От дождя себя укроем (руки над головой).

Взрослый рассказывает сказку «Три медведя». Произнося реплики то очень

низким, то средним по высоте, то высоким голосом, спрашивает: «Кто это говорит?». Малыш угадывает медведей. Например: «Что сказал Медведь, когда увидел, что его стул сдвинут?».

Малыш, отвечая на вопросы, меняет соответственно высоту голоса.

Игра «Не ошибись». Взрослый показывает картинку, четко называет изображение: «Бумага». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Произносит: «Бумага – пумага – тумага – пумака – бумага».

Начинать нужно с простых слов, переходя к сложным. Можно использовать стихи для включения в них недостающего слова.

                 Игра «Кто как кричит?»    Взрослый выставляет картинки и говорит: « Посмотри на картинки, послушай, кто как кричит и повтори».

   Другой вариант игры: картинки у ребенка. Взрослый называет слоги, а малыш поднимает соответствующую картинку.

    Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличить одно слово от другого (дом, сом, ком). Такой звук называется фонемой (отсюда и «фонематический слух»).    Каждый помнит  согласные и гласные звуки.

     Взрослый дает  ребенку картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у-у; девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

Аналогично проводится работа по различению согласных звуков.

Игра «Прогулка на велосипедах»

     Взрослый говорит: «Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли накачены шины. Подкачаем еще насосом: с-с-с…(Дети имитируют). Слышите, воздух шипит: ш-ш-ш…». Будьте внимательны, если я покажу картинку с изображением насоса, вы должны сказать: «с-с-с», а если с изображением шины: «ш-ш-ш».

   Подобным образом проводится игра

 «Жук и комар» (звуки  З и Ж).

Лучше всего дети слышат и выделяют ударный гласный в начале слова: Назови первый звук в слове Улей, Аист, Ира, Оля.

Дать ребенку несколько одинаковых кружков. Взрослый произносит один, два, три гласных звука: а, ау, ауи. Ребенок откладывает на столе столько кружков, сколько звуков произнес взрослый.

Игра « Пропустим мы во двор слов особенных набор».

   Взрослый предлагает детям изобразить закрытые ворота: ладони повернуты к лицу, соединить средние пальцы, большие пальцы поднять вверх: «Во двор мы будем «пропускать» только слова с заданным звуком». Малыши открывают ворота, если слышат заданный звук. Если в слове нет указанного звука, то ворота захлопываются. По окончании, можно предложить детям вспомнить все слова, которые они «пропустили во двор».

   Приступаем к анализу согласных звуков. Сначала учат выделять в слове последний согласный звук.  Подберите картинки так, чтобы слово оканчивалось на согласный звук, положите в конверт. Ребенок вынимает картинки по одной, громко их называет, выделяя последний звук (жук, лук, кот). Затем малыш называет звук отдельно (к, т).

Игра «Мяч поймай – постарайся отгадай»

   Взрослый предлагает ребенку поймать мяч, если он услышит в конце слова заданный звук, либо прятать руки за спину, если заданного звука нет.

Только после того, как малыш научится без труда выполнять такие задания, можно переходить к сложным формам звукового анализа: это- определение места звука в слове (начало, середина, конец), определение  последовательности  звуков в слове, их количества.

Игра «Эхо» служит для развития фонематического слуха и точности слухового восприятия. Играть можно вдвоём или большой группой. Перед игрой взрослый спрашивает: «вы слышали когда-нибудь эхо?  Увидеть его, конечно, не удастся, а вот услышать – можно. Если вы скажете: «Эхо, привет!», то  оно ответит: «Привет!», потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. Затем назначается – «Эхо», который и должен повторять то, что ему скажут. Начните с простых слов, затем перейдите к трудным и длинным (например: «ау», «скорее», «бурелом»). Попробуйте предлагать для повторения стихотворные и прозаические фразы: «Я пришёл к тебе с приветом. Рассказать, что солнце встало!».

Игра «Заколдованное слово» способствует развитию фонематического слуха и звукового анализа слов. Взрослый рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова, и поэтому они не могут вырваться из замка волшебника. Слова не знают, из каких звуков они состоят, и надо им это объяснить. Как только звуки, слова правильно называются  в нужном порядке, слово считается спасённым, свободным. Взрослый всегда остаётся ведущим, дети исполняют роли спасателей, а один из участников представляет злого волшебника, который время от времени отлучается из замка (именно тогда могут быть спасены буквы).

   Взрослый называет слово-жертву заключения, а спасатели должны  внятно повторить звуки, из которых оно состоит. Необходимо следить за тем, чтобы они произносились тщательно, с проговариванием всех гласных. Начинают с простых трёх-четырёхбуквенных слов, затем усложняя «заколдованные» слова. Например: «расколдовываем» слово: «яблоко» –«я-б-л-о-к-о».

Игра «Живая азбука» для развития звукового различения.  Перед детьми раскладываются карточки с изображением предметов  вверх картинкой. Используются также карточки с изображением букв. Дети должны выбирать предметы, названия которых включают эту букву и раскладывать их на кучки. Пары букв: [З]-[Ж];[Ч]-[Ц];[Л]-[Р];[С]-[Ц];[Ч]-[С];[С]-[З];[Ш]-[Ж].

    

Опыт, который приобретут Ваши дети, намного облегчит их обучение в школе. Очень важно не упустить время и научить ребёнка основам грамотности.

 Мы играли! А в игре и сложное становится доступным. Самое главное – верьте в своего ребенка и помогите ему постичь мир звуков!