РУС БЕЛ ENG

Консультация для родителей  «Автоматизация звуков в домашних условиях»

Консультация для родителей 

«Автоматизация звуков в домашних условиях»

Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день. Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям ввести в речь своих детей поставленные звуки.

Автоматизировать звук - это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

автоматизация звука в предложениях;

автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;

автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

автоматизация звука в разговорной речи.

Наряду с развитием звуковой (звукопроизношением и звукоразличением) стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.

Главная задача этапа автоматизации звуков - постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

Артикуляционные упражнения, на постановку звуков [Л], [Л']

«Вкусно!»: широкий язык движением сверху вниз облизывает верхнюю губу. Нижняя губа не должна оказывать «медвежью услугу»:она не «подсаживает» язык.

«Индюк болбочет»:Движения языка сопровождаются звуками, характерными для рассерженного индюка, что-то вроде: «бл-бл-бл-…».

«Гамак»: кончик широкого языка упирается в передние верхние резцы. По форме язык напоминает провисший гамак. Упражнение надо выполнять под счёт: чем дольше язык удерживается, тем лучше.

«Качели»: приоткрыть рот, широко улыбнуться. Под счёт «раз – два» кончик языка упирается сначала в верхние, а потом в нижние резцы (с внутренней стороны).

 «Лошадка»: пощёлкать широким кончиком языка на нёбе за верхними передними резцами. Обязательное условие: рот приоткрыт, но нижняя челюсть абсолютно неподвижна!

 «Грибок»: язык верхней поверхностью присасывается к нёбу, подъязычная уздечка при этом натягивается.

«Киска сердится», «Чашечка», «Маляр»

     Вышеперечисленные упражнения необходимо выполнять  2-4 недели.

Постановка звука «Ль»

1.Звук «Ль» может появиться сам просто по подражанию после автоматизации твердого «Л»

2.После автоматизации Л просто соединяем этот звук с гласными «И», «Е», «Ё», «Ю», «Я», при этом растягиваем рот в улыбке.

3.Очень часто наоборот присутствует мягкий звук «Ль», ребенок легко может его воспроизвести просто по подражанию «Ля-ля-ля» и тогда мы пытаемся вызвать твердый звук «Л» как раз дотрагиваться широким кончиком языка до верхней губы.

Для начала, расскажите ребёнку сказку. Например, такую:

«Как маленький пароходик научился гудеть».

Жил-был маленький пароходик. Ходил он по морю и возил грузы. Вот только большие пароходы его не замечали и даже не отвечали на его приветствие. А всё потому, что голосок у маленького пароходика был очень слабенький, и вместо протяжного и тягучего гудка: «Л», он выводил что-то невнятное и тихое, кажется: «в». Маленький пароходик решил научиться гудеть правильно. Стал он пробовать разные варианты приветствия: «У! О! Нет, явно не то!». С досады, маленький пароходик прикусил свой язычок и произнёс: «Ы…». И тут произошло чудо: над водной гладью прозвучал ясный и чёткий звук [Л]! Маленький пароходик подумал, что ослышался, и повтори: «Ы…», снова прикусив язычок. Звук [Л] получился ещё более отчётливым. Мало того, все большие пароходы, услышав голос маленького пароходика, начали отвечать ему громкими и протяжными гудками: «Л!», «Л!». Так маленький пароходик научился гудеть правильно».

После того, как изолированно звук [Л] будет получаться, присоедините его к гласным: [Ла], [Лу], [Ло], [Лы], [Лэ]. Если в прямом слоге сделать это будет затруднительно, попробуйте обратные слоги: АЛ, УЛ, ОЛ, ИЛ, ЭЛ, ЫЛ.

Автоматизация звуков [Л], [Л'] в речи ребёнка.

Звук [Л] очень сложен для постановки и автоматизации в домашних условиях. От родителей потребуется масса терпения.

Если твёрдый звук [Л] пока не получается, закрепите мягкий [Л'] сначала в слогах: ЛЯ – ЛЮ – ЛЁ – ЛЕ – ЛИ; затем в словах с этими же слогами:

ЛЯ: Ляля, лямка, тополя, земля, поля, Валя, Толя, Коля;

ЛЮ: люди, люстра, люпин, лютик, лютый, Люда, Люся;

ЛЁ: лёд, лён, лёгкий, лётчик, полёт, лёжа, Лёля, Лёва, Лёша;

ЛЕ: лес, лев, лебедь, леска, лещ, лень, лето, лейка, лента, лепет;

ЛИ: лист, липа, линия, лилия, лимон, лиса, линь, ливень, лилипут, Лида

В чистоговорках:

ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ: зеленеют поля.

ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ: лежали листья на земле.

ЛИ-ЛИ-ЛИ: лещи плескались на мели.

ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ: летний дождик я люблю.

Потешки :

Ой, люли, люли, люли,

Детки в люльках видят сны.

Спят на ветках гули…

Все давно уснули!

        Лис улёгся в тень у липы.

        Лис считает листья липы.

В прямых слогах звук [Л´] уже получаются? Самое время перейти к обратным слогам и к сочетаниям с другими согласными:

АЛЬ – ОЛЬ – УЛЬ – ЫЛЬ – ЕЛЬ – ЮЛЬ – ЯЛЬ;

СЛЕ – СЛЮ – СЛЯ – СЛЁ – СЛИ.  

ОЛЬ-ОЛЬ-ОЛЬ: мы купили соль.

УЛЬ-УЛЬ-УЛЬ: мы повесим тюль.

ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ: на улице метель.

ЫЛЬ-ЫЛЬ-ЫЛЬ: на листьях пыль.

Твёрдый звук [Л] придётся отрабатывать более продолжительное время. Начните с прямых слогов: ЛА – ЛУ – ЛО – ЛЭ – ЛЫ и слов с ними

ЛА: лак, лапа, лавка, ладонь, ласка, ладушки, лама, лампа, лай;

ЛУ: лук, лупа, луна, лужа, луч, лужок, лужайка, Луша;

ЛО: лоб, лось, лом, лодка, ложка, локон, локоть, ловко;

ЛЫ: лыко, лыжи, лысина, лычко, столы, полы, голы и т.д.

АЛ – ОЛ – УЛ – ЫЛ – ЕЛ – ЮЛ – ЯЛ – ЁЛ – ИЛ; 

ПЛА – КЛА – ВЛА – СЛА – ШЛА – ФЛА – БЛА – ГЛА.  

Чистоговорки:

ЛА-ЛА-ЛА: наша Леночка мала.

ЛУ-ЛУ-ЛУ: любит Лена похвалу.

ЛО-ЛО-ЛО: Лене в валенках тепло.

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ: Лене валенки малы.

АЛ-АЛ-АЛ: наш малыш ещё мал.

ОЛ-ОЛ-ОЛ: моль села на стол.

УЛ-УЛ-УЛ: мы сломали стул.

ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ: Павел полы мыл.

ШЛА-ШЛА-ШЛА: василек нашла.

Из потешек:

Ай, гу-гу, гу-гу, гу-гу!

Ты не бегай по лугу!

На лугу-то лужица, -

Голова закружится!

 - Вспомни названия птиц (зверей, цветов, деревьев и т. д.) со звуками [Л´], [Л].

- Назови продукты питания со звуками [Л´], [Л].

- Перечисли вещи со звуками [Л´], [Л].

 Выучите и отгадайте с ребёнком загадки.

     Любая детская книжка даст вам массу речевого материала для автоматизации звуков [Л], [Л'].

Комплекс артикуляционных упражнений для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звука [Р] (его можно найти в сети Интернет).

Упражнения для постановки и закрепления звука [Р]

  1. Попробуйте «завести мотор»— необходимо прижать кончик языка к основанию верхних зубов, быстро и монотонно говорим «д-д-д», а затем нужно дунуть изо всех сил, не прекращая «тарахтеть мотором». Звука «р» при этом не будет, но ребенок должен ощутить вибрацию кончика языка. Так ему будет понятно, что звук «р» получается на сильном выдохе.
  2. Попросите ребенка потянуть звук «ж»на сильном выдохе, а сами аккуратно поместите ватную палочку ему под язык и совершайте колебательные движения из стороны в сторону, создавая, вибрацию.
  3. Предложите произнести слог «за-а»и потянуть его, язык при этом должен быть отставлен назад. Совершайте такие же вибрирующие движения ватной палочкой. Если вы все правильно сделаете,получится долгожданный звук «р»

Как только вы почувствуете, что добились правильного произношения звука «р», переходите к усложнению речевого материала (повторяйте слоги, слова, учите стихи со звуком [Р]).

Научить ребенка произносить звук [Р] не всегда просто, это один из сложных звуков русского языка. Но если у вас после многочисленных попыток не получается «завести моторчик», то вам требуется помощь специалиста.

Рекомендуемые игры.

* ПРОИЗНЕСИ СЛОГИ: РА-РА-РА-РА-РА  

*проговори слоги:  Ра-ра----ра-ра-ра   

-с изменением ударения: ра-ра-ра

Автоматизация звука в слове.

Игра « КТО БОЛЬШЕ?»  ПРИДУМАЕТ СЛОВ С ПОСТАВЛЕННЫМ ЗВУКОМ?

*счёт предметов от 1 до 10 и обратно: Одна рыбка, две рыбки, три рыбки,…

* спряжение: Я работаю. Ты работаешь. Он работает. (она…, мы…, вы…, они…)

Игра «Назови ласково»  Лара - Ларенька

Игра «Придумай словечко». Придумываем с заданным звуком [р] в начале, середине, конце слова (Рак, горка, двор)

Автоматизация звука в предложении.

*Игра «Придумываем предложения с заданным звуком».

*усложнение предложение из трех слов: Рома фотографирует тигра.

    Недостаток произношения шипящих (ш, ж, ч, щ) называется сигматизмом. Подготовка артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика.

Вот артикуляционные упражнения для успешной постановки шипящих звуков:

  1. «Накажем непослушный язычок» - язык на нижней губе и, пошлёпывая его губами, произносить: «Па-па-па».
  2. «Лопата» - приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу так, чтобы он касался углов рта. Удерживать в таком положении под счет

до 10. Язык неподвижен, спокоен.

  1. «Прятки»- широко открыть рот и закрыть широким кончиком языка верхнюю губу.
  2. «Длинный язычок» - широко открыть рот и кончиком языка постараться достать кончик носа.
  3. «Качели» - приоткрыть рот, широко улыбнуться. Под счёт «раз – два» кончик языка касается сначала верхней, а потом нижней губы.
  4. «Вкусное варенье» - рот открыт, широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
  5. «Чашечка» - широко открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы.

Проделывая эти упражнения (2 недели), ребёнок научится управлять своими артикуляционными органами, основательно подготовит мышцы языка к произнесению шипящих звуков. Для этих звуков очень важна подвижность артикуляционного аппарата.

Произношение звуков: при произнесении звука [ш] губы вытянуты вперед и округлены. Кончик языка поднят по направлению к началу твердого нёба или альвеолам. Сильная выдыхательная струя воздуха проходит между задней частью языка и мягким нёбом и между кончиком языка и твердым нёбом. При этом производится сложный шум, более низкий, напоминающий шипение.

При образовании звонкого [ж] та же артикуляция, но добавляется голос. Выдыхаемая струя воздуха несколько слабее и щель между кончиком языка и твердым нёбом меньше, чем при образовании [ш].

Приемы постановки звуков [ш] и [ж].

Сначала ставится звук [ш], а затем на его базе ставится [ж].

  1. По подражанию:Покажите ребенку правильную артикуляцию звука [ш].

Ребенок открывает рот, делает из языка «чашечку» и прислоняет ее край к верхним резцам.Скажите,что в «чашечке» горячий чай,поэтому надо подуть. Выдох можно ощущать на приставленной ко рту ладони. Теперь «чашечку» нужно «занести» в рот: «край чашечки» должен, не отрываясь, скользить по внутренней стороне верхних резцов, потом по небу до альвеол. Свистящий звук сначала перейдет в С, затем — в Ш. Когда услышите Ш, скажите ребенку, что так «шипит змея».

  1. Постановка от звука [с]

Произнести долгий звук (с-с) или слог СА , в этот момент приподнять кончик языка ребенка с помощью пальца за верхние зубы, на альвеолы. Слышится звук Ш или ША. Обратите внимание ребенка на верхнее положение кончика языка.

  1. В исключительных случаях можно поставить нижний звук [ш], отодвинув пальцем кончик языка назад, в момент произнесения звука С — с-с.

Звук [Ж]ставится обычно от звука [ш] включением голоса при его произнесении, но он может быть поставлен и от звука [З]как [ш]от [С].

Поставленный звук автоматизируется в слогах, словах, во фразах, предложениях, текстах.

  1. Сначала в прямых слогах:ША - ШИ - ШЕ- ШО - ШУ

Словах: ША- шапка, шайба, шахта, шаг, шахматы, ваша, наша.

ШИ- шина, машина, мыши, уши, малыши, дыши, пиши.

ШО- шов, пушок, мешок, мышонок, большой, петушок.

ШУ- шут, шум, шуба, мишутка, ношу, пишу, шутить.

ШЕ — шея, шест, шесть, мишень, ошейник, шерсть.

Швея, шкаф, школа, шлем, шляпа, шпалы, штука, штык.

Закрепить в чистоговорках:

ША - ША- ША — наша каша хороша.

ШИ -ШИ - ШИ — мыши бегут в камыши.

ШУ - ШУ - ШУ — шубу я ношу.

В скороговорках:

У малышки на лбу шишка.

Луша у душа мыла шею и уши.

В потешках:

Наша Маша маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая

Маша чернобровая.

  1. Затем в обратных слогах:

АШ - ИШ -ЫШ - ОШ — УШ

В словах: АШ - башня, чашка, букашка, карандаш.

ИШ - вишня, молчишь, шумишь, гудишь.

ЫШ -вышка, мышка, пышка, камыш.

ОШ -кошка, мошка, окошко, ладошка.

УШ -душ, ушки, мушка, пушка, подушка.

В чистоговорках:

АШ - АШ -АШ -шалаш

ОШ - ОШ - ОШ - грош

ЫШ - ЫШ - ЫШ — малыш

В потешках:

Мышка полем шла,

Мышка грош нашла,

Мышка шило купила,

Мышка валенки подшила.

В скороговорках:

Пыхтит, как пышка, пухлый Мишка.

     Тексты со звуком [ш], [ж] можно найти в любых детских книжках.

Звук [Ж].

  1. Повтори слоги.  Жа, жо, жу, жи, жа-жу, жи-жо, же-жа, жу-жи, жо-же, жа-жо-жу, жо-жу-жи, жу-жи-же, жи-же-жа, же-жа-жо.
  2. Повтори слова. Жаба, жало, жадина, жук,  жулик, жилка, жёлудь, Жора, Женя, жжение, жакет, жилет, живот, животное, жильё, желе, желток, желудок.
  3. Игра «Один – много». Жаба – жабы. Жёлудь - … .Жук - …

Желание - … Животное - … Желток - …

  1. Посчитай слова до 5. Жаба, жук, жакет, жидкий желток, жуткая жаба, жёлтый жилет, желание Жени.

Повтори предложения.   Кабан жуёт жёлуди.   У Жанны болит живот.

Изменяй предложения.  Я живу в новом доме. Ты… он… она… мы… вы… они…     Я жалею Женю….   Я надену жилетку и жакет….

Доскажи слово в рифму.

Мудры, плотин строители, Бобры – речные …

 Дед Мороз круглый год   в белом домике…

 Мальчик к доктору идёт:  - У меня болит…

 Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не…

 Зеленеет ель в бору в зимний холод и в…

Повтори слоги.   Ажа  жа-ажа   Ожо  жо-ожо  Ужу  жу-ужу Ижи  жи-ижи Эже  же-эже Жда, ждо, жду, жди, жна, жно, жну, жны, жма, жмо, жму, жмсы, жва, жво, жву, жвы.

Скажи ласково. Флаг – флажок. Луг - …  Утюг - …  Нож - …

Закончи предложение нужным словом. У ежихи пять… У ужа четыре …

У медведицы три… У лошади один…У моржей семь… У журавля два…

Выучи скороговорки. Ёжику нужен жук на ужин.У ежа – ежонок, у ужа – ужонок.

Закончи предложение по образцу. Папа молодой, а мама ещё моложе.

Кусты низкие, а трава ещё…Ремень узкий, а поясок ещё…

Ссориться плохо, а драться ещё…До речки идти близко, а до леса ещё…

Ваня затянул узел туго, а Женя ещё…Море глубокое, а океан ещё …

Каша жидкая, а кисель ещё…Таня звонит редко, а Дима ещё…

Серебро дорогое, а золото ещё…Дерево твёрдое, а камень ещё…

Повтори, выучи чистоговорки.  Жа-жа-жа, Жанна видела ежа.

Жу-жу-жу, Жанне жабу покажу.  Жи-жи-жи, жабу и ежа держи.

Жу-жу-жу, дай, поближе погляжу.

Образовать родственные слова: кожа – (кожаный, кожица, кожный …)

уж – (ужонок, ужата, ужиха, ужинный …)

ёж – (ежонок, ежата, ежиха, ежиный, ежовые, ёжиться …)

Женя болен.

У Жени болит живот. Доктор говорит Жене: «Полежи, Женя. Подожди, пока лекарство подействует». Женя лежит и ждёт, когда пройдёт боль в животе. Маленький брат Жора подбежал, пожалел Женю, пожелал ему не болеть.

 Вопросы: Что болит у Жени? Что говорит доктор Жене? Как лечился Женя? Что сделал маленький Жора?

Жук.

Жора выбежал на лужайку. Он увидел на дороге жука, который лежал брюшком кверху. Жук никак не мог улететь. Жора пожалел жука. Он поднял ветку и перевернул жука веткой. Жук помахал крыльями, пожужжал и улетел.

 Вопросы: Куда выбежал Жора? Кого увидел Жора на дороге?  Как лежал жук? Как Жора помог жуку?  Что сделал жук?

Ёжик.

У Жени был ёжик. Ёжик жил у Жени в прихожей. Женя любил ёжика и давал ему каждый день молоко.

Однажды дверь в прихожую была открыта, и ёжик убежал. Женя жалел о пропаже ёжика, а потом подумал, что на воле ёжику жить приятнее.

 Вопросы: Кто жил у Жени в прихожей? Что давал Женя ёжику каждый день?

Как убежал ёжик? О чём жалел Женя? Что он подумал потом?

Жаба.

Жила, поживала жаба. Каждый день она ловила много жуков. Жаба была жадная!

Но однажды надоело жабе жить в жиже болотной. И подумала жадина: «Надо убежать в другие края. Там должно быть жуков ещё больше».

Вот побежала жаба по болоту. Тут её увидел журавль, поймал и проглотил.

 Вопросы:Кого каждый день ловила жаба? Какая была жаба?  Где надоело жить жадной жабе? Что подумала жаба? Кто поймал жабу?

Постановка звука Ч.

Способ 1. В быстром темпе произносим сочетание ть-ть-ть (кончик языка касается основания верхних резцов). Затем постепенно начинаем отводить кончик языка назад, как бы поглаживая верхние альвеолы. При этом широко растягиваем губы в улыбке. В результате должен получиться четкий звук Ч.

Способ 2. Сначала медленно, затем все убыстряя темп, произносим сочетание звуков ть и шь – тьшь. Не забываем широко улыбаться. Это важно!

Некоторое время потренируйтесь произносить звук Ч изолированно: «Как тикают часики?» – «Ч-ч-ч». «Как стрекочет кузнечик?» – «Ч-ч-ч». «Как успокоить расшумевшегося малыша?» - «Ч-ч-ч».

Учимся произносить «Щ»

Предложите ребёнку произнести слоги «ась» или «ся». В момент произнесения малышом этих звуков, взрослый указательным пальцем откорректировать положение язычка, переместив его кончик за основание верхних резцов.

Для автоматизации произношения этих звуков используются чистоговорки, скороговорки, чтение и анализ текстов:

Наша Маша маленькая, на неё шубка аленькая.

Мы давали Даше кашу, Даша, Даша, кушай, кашу!

У бабушки в шкатулке много катушек. Наша кошка любит играться катушками.

«Щ»:  Щенок уколол щепкой лапку, ему больно, он пищит.

Щеголиха у щегла щеголихою была.