РУС БЕЛ ENG

Игры и упражнения для развития речи дошкольников

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

 «Чей это голос?»

Цель: Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша.

     В гости к ребенку приходят (приезжают на машине, на поезде) звери, они хотят поиграть. Ребенок должен угадать, чей голос он услышал. — Мяу— мяу. Кто это мяукает? (Кошка.) А тонким голосом кто мяукает? (Котенок.) У мамы-кошки есть детеныш. Он мяукает как? (Мяу-мяу.) — Му-у-у — кто так мычит? (Корова.) А кто у нее детеныш? (Теленок.) Каким голосом он мычит? (Тоненьким.) Теперь еще раз послушай и угадай, кто это мычит — корова или теленок.      Аналогично обыгрываются остальные игрушки. Можно предложить ребенку правильно позвать игрушку, тогда он сможет поиграть.

     Детям предлагаются также чистоговорки, фразы из стихотворений, они произносят их с разной силой голоса (тихо — громко — шепотом) или в разном темпе (быстро — медленно). Параллельно можно менять интонации (спросить, ответить, передать радость, грусть, удивление). «Угадай игрушку»

Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.

 «Это... (заяц, лиса, утенок)». Взрослый рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки. Аналогично описываются другие игрушки.

«Про кого я говорю»

Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.

Взрослый описывает ребенка, называя детали его одежды и внешнего вида.

«Скажи какой»

Цель: учить выделять и называть признаки предмета.

Взрослый достает из коробки предметы, называет их, а ребенок называет признаки.

«Исправь ошибку»

Цель: учить видеть несоответствие на рисунке признаков, объектов и назвать их.

 «Кто больше увидит и назовет»

Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.

Взрослый и ребенок рассматривают зайчика серая мягкая, пушистая шубка, длинные уши (заяц длинно...ухий). Хвост у зайца...(он короткохвостый). Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые (она белолапая).

«Что напутал Буратино?»

Цель: находить ошибки в описании и исправлять их.

В гости приходит Буратино с другом утенком. Рассказывает про своего друга: «У утенка синий клюв и маленькие лапы, он кричит «мяу!». Ребенок исправляет неточности.

 «Сравни разных зверят»   Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.

Педагог предлагает рассмотреть мишку и мышку. — Мишка большой, а мышка... (маленькая). Еще какой Мишка… (толстый, толстопятый, косолапый)? А мышка какая… (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая)? Что любит Мишка… (мед, малину), а мышка любит... (сыр, сухарики). Лапы у Мишки толстые, а у мышки... (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка... (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки... (короткий). Аналогично сравнить других животных — лису и зайца, волка и медведя. По наглядности дети учатся называть слова с противоположным значением. Дети учатся понимать семантические отношения слов разных частей речи: птица летит, рыба... (плывет); дом строят, суп... (варят); мяч сделан из резины, карандаш... (из дерева). Они продолжают ряд слов: тарелки, чашки...; кофта, платье... .По наглядности проводится работа  с многозначными словами (ножка стула — ножка стола — ножка у гриба и т.д.)

«Кто лучше похвалит»

Цель: уметь называть признаки животных по образцу взрослого.

 Взрослый начинает: «У меня медведь». Ребенок: А у меня заяц. — У медведя коричневая шубка. — А у зайца белая. — У медведя маленькие круглые ушки. — А у зайца уши длинные.

 «Назови одним словом»

Цель: закрепить представления детей об обобщающих словах.

— Вспомни, на чем у нас спали куклы? (На кровати.) Куда они кладут свои вещи? (В шкаф, в гардероб.) На чем они сидят? (На стульях.) Я начну говорить, а ты продолжи: кровать, шкаф... (стол, стул, диван, кресло). Как назвать все эти предметы одним словом? (Мебель.) Какая мебель у тебя в комнате? — Что куклы кладут в шкаф? Что там лежит и висит? Продолжи: платье, брюки… (юбки, кофты, рубашки). Все эти вещи называются... (одежда). Какая одежда надета на тебе? — Сели куклы за стол. А там стоят... (тарелки, чашки, блюдца, ложки, вилки). Это... (посуда). Из какой посуды ты ешь суп, кашу? (Из тарелок, глубокой и мелкой.) — Наши куклы очень любят играть. Что им для этого нужно? (Игрушки.) Назови, какие игрушки ты знаешь и любишь?

 «Чего не стало?»

Цель: упражнение в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть игрушки. Запомнить, какие предметы на столе. Сейчас ты закроешь глаза, а я буду прятать игрушки, затем ты скажешь, каких игрушек не стало.

 «Прятки»

Цель: упражняться в понимании и употреблении пространственных предлогов: в, на, за, под, около.

На столе расставляется кукольная мебель. — В этой комнате живет девочка. Ее зовут...  Здесь ее комната. Назови все предметы. Как их назвать одним словом? (Мебель.) К Свете в гости пришли друзья. Это... Стали они играть в прятки. Котята залезли под..., лягушата прыгнули на…, зайчата спрятались за... . — Света стала искать зверят. На стуле нет, под столом нет, около дивана нет. Помоги Свете найти малышей. Игра повторяется. Малыши прячутся в разные места, которые называет сам ребенок. Света долго их искала, затем попросила: «Подайте голос!» Котята стали... Как они мяукали? Лягушата стали.... Как они квакали? — Давай с тобой вместе расскажем, как Света играла со своими друзьями в прятки. Однажды к Свете... (пришли друзья). Стали …

Работа с глагольной лексикой: употреблять ф. повелительного наклонения глаголов ед. и мн. числа (беги, покружитесь), спрягать глагол по лицам и числам, образовывать видовые пары глаголов (встал-встает; умылся - умывается). Проводятся игры («Летает — не летает», «Кто что делает?»)

«Разложи картинки»

Цель: выделять начало и конец действия и правильно называть их.

Раздают  две картинки, изображающих два последовательных действия. Ребенок называет действия персонажей и составляет короткий рассказ.

 «Кто назовет больше действий»

Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия.

— Что можно делать с цветами? (Рвать, сажать, поливать, смотреть, …

 «Закончи предложение»

Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончание действий.

     Проводится обучение словообразованию: наименование животных и их детенышей, предметов посуды (заяц — зайчонок — зайчата; сахарница — хлебница); глагольного приставочного словообразования (вошел, вышел, пришел, ушел); образование глаголов по подражанию («чик-чирик» — чирикает); образование глаголов при помощи суффиксов (на барабане барабанят). Такие вопросы: «Что будет делать зайчик, если возьмет в руки барабан? дудочку? трубу?»

 «Профессии»

Цель: соотносить существительные с глаголом.

Взрослый задает вопросы, ребенок отвечает. — Пашет, сеет, хлеб убирает, кто? (Хлебороб.)…

— Кто лекарства отпускает? (Аптекарь.) — Кто одежду шьет нам на стужу и зной? (Портной.) — Кто ее продает, наконец? (Продавец.) Игры «Добавь слово», «Кто что делает», «Что делают на музыкальных инструментах?», «Что? Где? Когда?», «Узнай по описанию», «Угадай, кто это?»

 «Расскажем про Олю и зайчика»

Цель: составлять совместный повествовательный текст, учить заканчивать  предложения по схеме, которую дети будут заполнять.

Воспитатель рассказывает: «Как-то раз Оля... (проснулась, сделала зарядку и решила пойти в лес). Она... (пригласила на прогулку брата Колю). Дети взяли с собой... (мячи, прыгалки). На полянке... (они увидели зайчика), который... (так испугался, что не мог двигаться). И вдруг... (заяц побежал от ребят). А Оле и Коле... (стало очень весело)».

«Козлята и зайчик»

Цель: учить детей придумывать новое окончание знакомой сказки.

Сначала вспомнить сказку «Козлятки и волк». Сказка закончилась, но взрослый предлагает послушать, что было дальше: «Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались, попрятались. А это был маленький... (показывается игрушка) зайчик. Зайчик говорит:... («Не бойтесь меня; это я, маленький зайчик»). Козлята... (впустили зайчика). Они угостили его... (капустой, морковкой). Поели малыши и стали... (играть, веселиться, резвиться). Зайчик играл... (на барабане). А козлята... (весело прыгали)».

Рассказ «Как у Гали улетели шары», или «Как Мишка учился на лыжах кататься». Сюжет намечается взрослым: «Гале подарили... (воздушные шары). Они были... (красные, желтые, синие, разноцветные). Галя пошла... (на прогулку со своими шарами). Вдруг подул... (сильный ветер). Галя не удержала... (шарики, и они улетели). Девочка заплакала. Мимо пробегал... (ее друг). Он спросил: «Ты что плачешь?». Галя ответила: «Беда случилась, шары улетели». Мальчик успокоил Галю и сказал: «Не горюй, у меня дома есть шары, я тебе сейчас принесу».

Можно предложить ребенку короткие, но довольно сложные по содержанию схемы («Наступила... Ребята... Они стали... И вдруг... Тогда...»; «Однажды дети... Видят... Они говорят ему... И тогда...»). «Найди первый звук»

Цель: учиться четко выделять в слове первый звук.

Взрослый предлагает ребенку назвать игрушки и покатать в машине зверят, название которых начинается со звука «с». Если ребенок ошибается, то взрослый произносит слово, выделяя каждый звук. «Громко — шепотом»

Цель: учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.

Взрослый говорит, что в гости к котенку прилетела оса. Сначала  произнести фразу вместе: «Са-са-са — прилетела к нам оса». Затем рифмовка повторяется громко — тихо — шепотом (вместе со взрослым и индивидуально): — Су-су-су — кот прогнал осу (текст проговаривается быстро и медленно). Предложите ребенку закончить фразу самостоятельно: са-са-са... (там летит оса), су-су-су... (я боюсь осу).                                                             Чистоговорки, потешки, считалки, небольшие стихотворения произносятся детьми с разной силой голоса, в различном темпе. При отгадывании загадок дети могут определить, есть ли заданный звук в отгадке.

 «Кто больше слов скажет» Цель: называть качества, признаки и действия

животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.

Взрослый показывает ребенку картинку(белочку) и предлагает сказать, какая она, что умеет делать, какая по характеру, подбор слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи. «Кто заблудился?»

Цель: образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к словам.

— Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц.) Как назвать его ласково? (Зайчонок, зайчик, заинька.) Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему? (Потерялся, заблудился, лапку уколол.) Скажите, какой сейчас зайчик? (Грустный, печальный, огорченный.) — Закончите предложения. Если зайчик потерялся... (мы поможем ему найти свой дом). Если зайчик уколол лапку, мы... (перевяжем ее, полечим, успокоим, утешим).

Игры «Какое что бывает?», «Что умеет делать... ветер, вьюга, солнце?»

«Зачем тебе нужны...?»        «Какие бывают иголки»

Цель: дать представление о многозначном слове «игла», упражняться в подборе однокоренных слов, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже.

— Какие иглы вы знаете? (Швейные, сосновые, еловые, медицинские.) Чем похожи все иголки? (Они острые, тонкие, колючие.) — Какой иглой мы шьем и вышиваем? (Швейной.) Что шьют швейной иглой? (Одежду). Что делают медицинской иглой? (Укол.)

Есть у ёжика и ёлки очень колкие иголки. В остальном на ёлку ёж совершенно не похож.

— Где живет еж? Для чего ему нужны иголки? От кого защищается?

— Что ж ты, еж, такой колючий? — Это я на всякий случай.Знаешь, кто мои соседи?Волки, лисы и медведи.

— Ответьте на мои вопросы: можно ли ежа погладить рукой? Почему нельзя вдеть нитку в ежиную иголку? — Закончите предложения: «Ты ежа не трогай лучше, потому что он... (колючий). Лиса потрогала ежа и... (укололась)». — У папы-ежа иголки длинные и толстые, а у ежат... (короткие и тонкие). Иглы на елке еловые, а на сосне... (сосновые). Отвечай поскорей, какие из них длинней? — Придумайте рассказ про девочку, которая пошла в лес за грибами и встретила ежика.

 «Шишка»

Цель: познакомить с разными значениями многозначного слова «шишка».

Что растет на елке? Шишки да иголки. А на лбах у ребятишек  никому не нужно шишек.

— Про какие шишки говорится? — Подбери к слову «шишка» складные слова («малышка», «мышка», «мишка»...). Вспомните стихотворение про мишку. («Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенки поет».) — Про кого эта загадка? «Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается». (Белка.)

Белка-шалунья сидела на елке, бросила шишку прямо на волка. Ох, какая она шалунишка! У волка на лбу сразу выросла... (шишка).

 «Ручка—ножка»

Цель: познакомить с разными значениями слов «ручка», «ножка»

— Отгадайте загадку: одной ручкой всех встречает, другой провожает, всем, кто придет, ручку подает. (Дверная ручка.) — У каких предметов есть ручка? Что можно делать ручкой? — Нарисуй предметы, у которых есть ручка. — Закончи предложения: ручка нужна, чтобы... За ручку можно... — А какие предметы мы называем словом «ножка»? — Нарисуй предметы, у которых есть ножка.

«Как сказать по-другому?»

Цель: заменять многозначные слова в словосочетаниях.

— Скажи по-другому! Часы идут... (ходят). Мальчик идет... (шагает). Снег идет... (падает). Поезд идет... (едет, мчится). Весна идет... (наступает). Пароход идет... (плывет). Закончи предложения. Мальчик пошел... Девочка ушла... Люди вышли... Я пришел... Саша идет медленно, а Вова идет... Можно сказать, что он не идет, а...

Составление сказки «Приключения Маши в лесу»

Воспитатель спрашивает: «Зачем Маша пошла в лес? Зачем ходят в лес? (За грибами, ягодами, цветами, погулять.) Что с ней могло случиться? (Заблудилась, встретила кого-то.)

«Расскажем про белочку»

Цель: составлять совместный рассказ, соблюдая структуру высказывания.

— Посмотрим на белочку (какая она, что умеет делать) и составим рассказ про белочку, которая встретила волка. Скажи, какая была белочка? (Смелая, веселая, шустрая, находчивая.) А волк какой? (Злой, сердитый, недобрый.) Я начну рассказывать, а ты заканчивай. Как-то раз белочка побежала погулять... (и шишек набрать). Она залезла... (на высокую сосну). А на сосне шишек... (много, видимо-невидимо). Только сорвала первую шишку... (увидела волка). Но белочка... (не испугалась). Она бросила... (шишку прямо на волка). На лбу у него... (выросла шишка). Давайте нарисуем белочку, сосну, волка и шишку.

 «В гостях у лесника»

Цель: упражняться в подборе однокоренных слов, в составлении творческого рассказа.

— Дети, сегодня мы пойдем в гости к дедушке, который следит за порядком в лесу, охраняет его. Это лесник. Дом его стоит в лесу. Это какой дом? (Лесной.) К дому лесника ведет тропинка. Это какая тропинка? (Лесная.) Послушайте слова: «лес», «лесник», «лесной». Какая часть слышится во всех словах? (Лес.) Лесная тропинка узкая, а дорога... (широкая). Деревья в лесу высокие, а кусты... (низкие). Вот речка глубокая, а ручеек... (мелкий). — Как много тропинок в лесу! По какой бы нам пойти? У кого спросить? А вот белочка. Здравствуй, белочка! Как найти дорогу к леснику? — Отгадайте мою загадку. Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается. Дети отгадывают, что это белка. Белка просит: — Опишите меня, чтобы было видно, какая я и что умею делать. При затруднении воспитатель помогает связками: шубка у тебя...; на ушках...; хвостик у тебя...; ты умеешь... и очень любишь... Белка говорит, что она любит прыгать с ветки на ветку. Взрослый ставит ветку, белка прыгает, а дети называют действие: прыгает, спрыгивает, перепрыгивает, запрыгивает, выпрыгивает. Воспитатель предлагает детям составить рассказ про то, как они встретили белку, и зарисовать схему встречи с белкой, чтобы потом рассказать леснику.

 «Что такое звук, слово, предложение?»

Цель: уточнить представления детей о звуковой и смысловой стороне слова.

Взрослый спрашивает: «Какие звуки ты знаешь? (Гласные — согласные, твердые — мягкие, звонкие — глухие.) Как называется часть слова? (Слог.) Что обозначает слово... стол? (Предмет мебели.)». — Все, что нас окружает, имеет свое название и что-то обозначает. Поэтому мы и говорим: «Что значит (или обозначает) слово?» Слово звучит и называет все предметы вокруг, имена, животных, растения. — Что такое имя? Как мы различаем друг друга? По именам. Назови имена своих родителей, родных и близких. У нас в доме есть кошка, собака. Как их зовут? У людей имена, а у животных... (клички). У каждой вещи есть свое имя, название. Давай посмотрим вокруг и скажем: что может двигаться? что может звучать? на чем можно сидеть? спать? ездить? — Подумай, почему так называют: «пылесос», «скакалка», «самолет», «самокат», «мясорубка»? Из этих слов понятно, для чего они нужны. — У каждой буквы тоже есть свое имя. Какие буквы ты знаешь? Чем буква отличается от звука? (Буква пишется и читается, звук произносится.) Из букв мы складываем слоги и слова. — Назови, какие имена детей начинаются на гласный звук «а».  А с какого звука начинаются имена Ира, Игорь, Инна? Подбери имена, которые начинаются на твердый согласный, на мягкий согласный. — Мы будем играть со словами и узнавать, что они обозначают, как звучат, с какого звука начинаются.

«Найди звук» Цель: находить слова с одним и двумя слогами.

— Найди слова с одним и двумя слогами. Сколько слогов в слове …«жук» состоит из одного слога, «шуба», «шапка», «жаба», «забор», «цапля» — из двух, «цыпленок» — из трех.) — Какие слова начинаются с одинакового звука? Назови эти звуки. («шапка, шуба» со звука «Ш», «жук, жаба» со звука «Ж», «забор, замок» со звука «З», «цыпленок, цапля» со звука «Ц») — Назови овощи, фрукты и ягоды со звуками «Р», «Л», «ЛЬ» и др.

«Картина — корзина»

Цель:находить слова с тремя слогами,подбирать слова,сходные по звучанию.

Ребенок со взрослым рассматривает рисунки: картина, ракета, лягушка. — Сколько слогов в словах «картина», «лягушка», «ракета»? (Три.) — Подбери слова, сходные по звучанию: «картина» (корзина, машина), «лягушка» (подушка, кадушка), «ракета» (конфета, котлета). — Что делает лягушка (прыгает, плавает), ракета (летит, мчится), картина (висит)?

«Едем, летим, плывем»

Цель: учить детей находить заданный звук в начале, середине и конце слова.

На рисунке транспорт: вертолет, самолет, автобус, троллейбус, теплоход, трамвай. — Назови все предметы одним словом.  — Скажи, сколько слогов в словах? Какой звук встречается в словах (в начале, середине, конце слова)? («Т»)… — Составь предложение с любым словом. — Скажи, что летает? Что едет? Что плывет? — Угадай по первому и последнему звуку, какой вид транспорта я задумала: Т—С, А—С, С—Т, В—Т, М—О, Т—И.

     Старшие дошкольники учатся подбирать и целые фразы: «Зайчик-зайчик, где гулял?» (На полянке танцевал.) «Где ты, белочка, скакала?» (Я орешки собирала.) «Эй, зверята, где вы были?» (Мы грибы ежам носили.) Они приучаются изменять громкость голоса, темп речи. Предлагают  произнести скороговорки, двустишия, придуманные ими самими, с различной степенью громкости (шепотом, вполголоса, громко) и скорости (медленно, умеренно, быстро).

«Что вы видите вокруг?»

Цель: уточнить представления детей о названии предметов.

— Назови предметы, которые ты видишь вокруг. Как мы отличаем один предмет от другого? (За столом сидят, занимаются, едят, на стуле сидят.) — Если перед тобой будут стоять две девочки, обе в красных платьях, с белыми бантиками. Как мы их различаем? (По именам.) — Что означают слова... «мяч», «кукла», «ручка»? — У меня в руке... ручка. Что ею делают? (Пишут.) У двери тоже есть ручка. Почему эти предметы называют одним и тем же словом? (Их держат руками.) Что значит слово «ручка», обозначающая этот предмет? (Ею пишут.) А что обозначает слово «ручка» (показываем на дверную ручку)? («Ею открывают и закрывают дверь».) — Можешь ли ты назвать слова, которые ничего не обозначают?

— Придумай и ты такие слова, которые ничего не значат (трам-татам, тутуру).

«Найди точное слово»

Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.

— Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное — что это?» Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме. — Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный... (еще какой?). Сахар сладкий, а лимон... (кислый). Весной погода теплая, а зимой... (холодная). — Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие. — Вспомни, кто из животных как передвигается…Кто из животных как голос подает? — Помоги мне найти слова, противоположные по значению.

 «Высокий — низкий»

Цель: учить сопоставлять предметы и находить слова, противоположные по смыслу.

 «Это правда или нет?»

Цель: находить неточности в стихотворном тексте.

— Послушай стихотворение Л.Станчева «Это правда или нет? — Послушай, как говорили другие дети, подумай, можно ли так сказать, и скажи, как надо сказать правильно: «Тетя, посмотри: у лошадки два хвостика — один на голове, другой на спинке»; «Папочка, это лошадке подметки подбивают»; «Папа, тут дрова недавно пилили: вон на снегу пилилки валяются»; «Я немножко открыла глаза и смотрела шепотом»; «Мамочка, я тебя громко-громко люблю». — Можешь ли ты придумать небылицы или путаницы, чтобы другие дети или взрослые их распутали.

«Найди другое слово»

Цель: точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы.

— Папа решил сделать детям качели, Миша принес ему веревку. «Нет, эта веревка не годится, она оборвется». Миша принес ему другую. «А вот эта ни за что не оборвется». Какую веревку сначала принес Миша? (Тонкую, ветхую.) А затем? (Крепкую, прочную.) — Качели папа делал летом. Но вот наступила... зима. Миша рос крепким мальчиком (здоровым, сильным). Вышел он покататься на коньках и почувствовал под ногами крепкий лед. Как сказать по-другому? (Прочный, нехрупкий.) Мороз крепчал (становился сильнее). — Как ты понимаешь выражение «крепкий орешек»? (Его трудно разбить, сломать.) Так говорят не только про орехи, но и про людей, которых никакие невзгоды не сломают. О них говорят: «крепкий духом» (значит, сильный, стойкий человек). — Объясните, что значат слова: «крепкая ткань» (прочная), «крепкий сон» (глубокий), «крепкий чай» (очень крепкий, не разбавленный кипятком). Какие выражения со словом «крепкий» вам встречались в сказках и в каких? (В сказке «Козлята и волк» коза крепко-накрепко (очень строго) приказывала детям, чтобы они крепко-накрепко (очень крепко) запирали дверь.) — Придумайте предложения со словом «крепкий». — Я вам буду называть слова, а вы говорите мне слова с противоположным смыслом: длинный, глубокий, мягкий, легкий, тонкий, густой, сильный; говорить, смешить, падать, смеяться, бежать. — Придумайте рассказ, чтобы в нем были слова, противоположные по смыслу. Можете брать слова, которые мы только что называли.

«Назови одним словом»

Цель: находить слова, точно оценивающие ситуацию.

— Решал ученик задачу и никак не мог ее решить. Думал он долго, но все-таки решил ее! Какая ему попалась задача? (Трудная, сложная, тяжелая.) Какое из этих слов наиболее точное? (Трудная.) Про что мы говорим тяжелый, тяжелая, тяжелые? Замените выражения: тяжелый груз (имеющий большой вес), тяжелый сон (неспокойный), тяжелый воздух (неприятный), тяжелая рана (опасная, серьезная), тяжелое чувство (мучительное, горестное), тяжелый на подъем (с трудом решается на что-то), тяжелое наказание (суровое). — Как вы понимаете выражения «трудная работа» (она требует большого труда), «трудный день» (нелегкий), «трудный ребенок» (с трудом поддающийся воспитанию). Какие еще выражения с этим словом вы слышали? — Послушай стихотворение Е.Серовой «Подскажи словечко».

— Придумай рассказ, чтобы в нем были такие слова: «большой», «огромный», «громадный»; «маленький», «крошечный», «малюсенький»; «бежит», «мчится», «несется»; «идет», «плетется», «тащится». «Один — много»

Цель: упражняться в образовании мн. числа и правильном употреблении слов в Р. п; подбирать к словам определения и действия; находить в словах первый звук, определять количество слогов, подбирать слова, сходные по звучанию.

— Это — шар, а это... (шары). Здесь много... (шаров). Какие шары? (Красные, синие, зеленые.) Как одним словом сказать, что все шары разного цвета? (Разноцветные.) — Это — мак, а это... (маки). В букете много... (маков). Какие они? (Красные.) Что еще бывает красным? Как ты понимаешь выражение «красная девица»? Где встречается такое выражение? В каких сказках? — Отгадай загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает». Это... (лук). Какой он? (Желтый, сочный, горький, полезный.) В корзине много чего? (Лука.) — Что это? Чего здесь много? — А если все предметы исчезнут, как мы скажем, чего не стало? (Игл, пил, мишек, мышек, шишек, ложек, ножек, кошек.)